Выпуск за 11 ноября
Конференция ООН об изменении климата
— В Баку стартовал главный климатический саммит года — конференция ООН об изменении климата. Представители почти 200 стран обсудят развитие чистой энергетики, вызовы климата и экологии. О главных темах проходящего саммита и позиции бизнеса поговорим с Татьяной Липской, старшим вице-президентом по ESG Сбербанка.
Елена Хрупова, корреспондент:
— Татьяна, в Баку с 11 по 22 ноября 2024 года пройдет 29-я конференция ООН по изменению климата COP29. Чего вы ждете от нее?
Татьяна Липская, старший вице-президент по ESG Сбербанк:
— Я могу сказать, что COP в целом это главное климатическое событие глобального уровня. И все страны готовятся для того, чтобы определиться, с какой повесткой они выходят и какие вопросы будут обсуждать. Надо сказать, что прошлый COP28, который проходил в Дубае, показал очень серьезное изменение фокуса внимания всех участников конференции, которые в прошлом году сфокусировались на проблемах адаптации к изменениям климата. Почему это важно и почему я обращаю на это внимание? Потому что до этого COP акцентировался все-таки на вопросах митигации, что нужно делать странам, бизнесу для того, чтобы снижать темпы глобального потепления. Но сейчас, к сожалению, мы находимся на таком этапе, когда потепление климата неизбежно. Мы с ним уже сталкиваемся. Количество стихийных бедствий за последние 30 лет возросло более чем в 2,5 раза в среднем по миру. И самый главный вопрос сегодня: как адаптироваться к изменениям? Исследования говорят о том, что любые, даже самые дорогие, средства и технологические решения по адаптации к изменениям климата в 30 раз дешевле, чем мероприятия, которые приходится предпринимать в качестве устранения последствий от стихийных бедствий. А в России, по оценкам «Сбера», общий прогнозируемый ущерб от последствий изменения климата на горизонте к 30-му году составит не менее 12 трлн руб., а это значительная цифра. Поэтому фокус на этом сохранится, и на COP29 это будет тема №1.
И из этой же темы возникнет второй очень важный вопрос — где и как искать источники финансирования для того, чтобы решать эти задачи. Хочу обратить внимание, что, по глобальным оценкам, в мире требуется не менее 9 трлн долларов годовых инвестиций для того, чтобы бороться с уже происходящими изменениями климата и смягчать последствия изменяющегося климата, в целом на людей и на инфраструктуру. И в этом году, конечно, ожидается, что фокус на источниках финансирования будет выше. Уже сейчас «за кулисами» COP29 называют финансовой конференцией. Вот это, наверное, ключевые темы, на которых будет фокус.
— С какой повесткой едет российский бизнес и в частности «Сбер» на COP29?
— Мы находимся в тренде и рассматриваем ситуацию с точки зрения неизбежных, произошедших климатических изменений и необходимости разработки актуальных инструментов, которые помогут уже в моменте управлять и оценивать ближайшие возможные климатические и природные катаклизмы. И мы с вами понимаем, что для того, чтобы управлять последствиями, нужно точно их прогнозировать. И следующий момент — какие решения уже доступны, чтобы бороться с последствиями. И здесь мы делаем особый фокус на зеленых технологиях. Последние несколько лет глобальный объем инвестиций в зеленые технологии в мире очень существенно растет. И на настоящий момент объем зеленых инвестиций в целом в мире в зеленые технологии составляет уже почти 4 трлн долларов. И более того, прирост инвестиций в среднем находится в районе 30% год к году, что означает, что к 2030-му году этот рынок будет очень близок к 10 трлн долларов. Почему он так развивается? Потому что зеленые технологии, особенно решения с использованием искусственного интеллекта позволяют здесь и сейчас применять инструменты, которые снижают негативные последствия. Например, это эффективное прогнозирование изменения климата и погодных условий. Более точные прогнозы ураганов, наводнений, пожаров и своевременное предложение превентивных мер для того, чтобы снизить возможный ущерб инфраструктуре, населению, людям. Это первое направление, на которое мы делаем фокус и будем проводить специальную сессию, посвященную зеленым технологиям.
Второй фокус — это «умные» города. Мы с вами наблюдаем тенденцию роста конгломерации крупных городов. Города разрастаются и привлекают большее количество людей. А мы понимаем, что большой город, с одной стороны, наполнен большими возможностями, а с другой — в нем довольно сложно реализовать комфортную и экологически сбалансированную жизнь человека. И еще один важный момент — эти города должны быть устойчивы к изменениям климата. Мы проведем сессию, где будем обсуждать проблемы и возможности в области строительства «умных» городов, расскажем о своих примерах. У нас есть замечательный «умный» город, который строит «Сбер», — это СберСити. СберСити строится с использованием самых новых технологий, которые обеспечивают энергобезопасность этого города. А также там используются наиболее эффективные энергосберегающие, экологические и технологические решения, которые направлены как на обеспечение экологии и безопасности, так и повышение комфорта и качества жизни людей. Мы ожидаем довольно широкую международную дискуссию. К нам присоединятся зарубежные участники, и мы обменяемся практиками и поделимся своим опытом, а также посмотрим, как мы можем взаимодействовать.
— Говоря о взаимодействии, мы понимаем, что на конференции ООН собирается огромное количество международных представителей. Расскажите, как вы видите взаимодействие с международным сообществом.
— Климат меняется вне зависимости от того, какие отношения существуют между государствами, как выстроены границы. Конечно, задачи по митигации и адаптации к изменяющемуся климату можно решать только совместно. И вот недавний саммит БРИКС, который проходил в Казани, подтвердил готовность и открытость стран БРИКС взаимодействовать друг с другом, в том числе по вопросам, связанным с климатом. И здесь, конечно, на первый план выходят задачи в части объединения усилий в области устойчивого развития. На БРИКС была выдвинута инициатива создания единой платформы научных и технологических решений стран БРИКС в области адаптации к изменению климата.
Следующий важный вопрос — это, конечно, углеродное регулирование. Страны БРИКС очень хорошо осознают, что углеродное регулирование является одним из самых важных инструментов, который позволят бороться с изменением климата и адаптироваться к нему. Когда мы говорим про углеродные рынки, мы должны представить себе хотя бы примерно объем этого рынка. Так, в 2023 году глобальный объем углеродного рынка составил 950 млрд долларов. И мы понимаем, что этот рынок будет только расти. Но углеродное регулирование не должно ни в коем случае носить односторонний и протекционистский характер. Соответственно, решения должны приниматься странами, и ни в коем случае не должны дискриминировать те или иные развивающиеся страны. Мы видим одним из результатов саммита стран БРИКС в Казани намерение создать единую платформу и единый диалог для разработки и гармонизации стандартов регулирования в области углерода и цены на углерод.
И следующее большое, очень важное направление — это технологическое равенство и технологический нейтралитет в части доступности технологий, которые призваны снижать углеродный след и адаптироваться к изменяющемуся климату. А также сохранение возможности использовать все энергоресурсы, одновременно снижая негативное воздействие на окружающую среду, конечно, и работая со снижением выбросов CO2. И здесь надо сказать, что у России очень хорошие показатели. У нас один из самых зеленых энергобалансов. Порядка 80% нашего энергобаланса формируется за счет низкоуглеродных, или зеленых источников энергии. Это очень высокий показатель. Конечно, важно разрабатывать единообразную прозрачную систему запуска климатических проектов и учета результатов этих климатических проектов на глобальном уровне.