Выпуск за 11 октября, 2023
Мировой рекорд
Игорь Щербаков, Обозреватель:
— 2500 м над уровнем моря. Мы на импровизированном аэродроме в горах Эльбруса. Вокруг нас, помимо ослепительной природы, Западная и Восточная вершины — самые высокие точки России и Европы. Именно их планируют перелететь на мотопараплане путешественники Федор Конюхов и Игорь Потапкин. Удастся или нет, узнаем чуть позже, пилотам нужно еще немного времени на подготовку. А пока расскажем, как начиналось путешествие.
Колона с участниками экспедиции стартовала из Москвы. Все необходимое оборудование везли с собой на трех полноприводных рамных внедорожниках — TANK300, Haval H9 и GWM POER. Мы приехали в предгорье Эльбруса как раз к главному взлету.
Игорь Щербаков, Обозреватель:
— Мы уже в горах. Нас ждет полноприводный внедорожник, на котором мы и поднимемся наверх в мобильный лагерь, где уже несколько дней живут путешественники в ожидании летной погоды.
Это Haval H9, один из трех автомобилей, на котором команда проехала более 1600 км из Москвы. Рамная конструкция кузова и выбор режима движения обеспечивают устойчивость и проходимость в любых условиях. Интеллектуальный полный привод вместе с раздаточной коробкой распределяют крутящий момент между осями в зависимости от условий движения и дорожного покрытия.
Игорь Щербаков, Обозреватель:
— Кстати, само полотно практически без изъянов, а благодаря интеллектуальным системам помощи и независимой поддержке машина [MOU1] буквально ввинчивается в крутые повороты. Не хочется отпускать даже одну руку с руля. Предельная концентрация на управлении.
Тем временем мы наконец-то добрались до базового лагеря. На часах 6:30.
Федор Конюхов, Путешественник:
— Доброе утро!
— Вы в хороший вид попали, вчера у нас такого не было.
Механик «распаковывает» паралет, начинает подготовку и запускает двигатель.
Пилоты одевают специальные костюмы, которые позволят им не замерзнуть на высоте. Ведь температура там доходит до минус 35 градусов по Цельсию.
Игорь Щербаков, Обозреватель:
— Пилоты готовы, техника готова, поехали.
В баках 45 литров топлива, этого хватит примерно на три часа полета.
Игорь Щербаков, Обозреватель:
— Пока у нас есть несколько свободных минут, мы решили узнать все подробности экспедиционной жизни у Оскара Конюхова. Он руководит этим полетом. Оскар, приветствую!
— Добрый день!
— Когда и с чего начинается подготовка к экспедиции?
Оскар Конюхов, Руководитель экспедиции:
— Ну, любая экспедиция начинается задолго. Мы планировали совершить этот полет несколько лет назад, когда Федор Конюхов и Игорь Потапкин совершали перелет к Северному полюсу. И ребята там хорошо полетали, и возникла идея подняться на высоту и попробовать установить новый мировой рекорд.
— А как проходила подготовка к полету уже здесь, когда вы приехали? Что делали, что рассчитывали?
Оскар Конюхов, Руководитель экспедиции:
— Ну, Игорь Потапкин приехал сюда в мае. Посмотрел несколько площадок, выбрал именно эту. И мы сюда уже заехали в середине сентября. Вчера, в четверг, погода была летная, но не идеальная. Сегодня идеальная, как вы видите. Сейчас уже 9:00, а у нас Эльбрус до сих пор открыт.
— А как вообще добирались сюда из Москвы?
Оскар Конюхов, Руководитель экспедиции:
— Добирались мы на автомобилях Haval. У нас было три автомобиля — POER, TANK300 и Haval H9. Это знакомые нам автомобили. Мы с ними работали весной, когда ездили на Кольский полуостров и устанавливали там мировой рекорд на воздушном шаре. И когда у нас родилась идея летать в Приэльбрусье, мы обратились в концерн Great Wall Motor, попросили нас поддержать автопарком, дать нам надежные автомобили, потому что здесь сейчас сухо и комфортно. Когда мы сюда заезжали, здесь были проливные дожди, мокрый снег. То есть сюда на обычном автомобиле, на неподготовленной резине не заехать. Тем более у нас большой прицеп, в котором находится паралет, топливо, весь лагерь наш. Поэтому автомобили должны быть очень надежными.
Тем временем со старта прошло два часа, экипаж набрал высоту около 4 км над уровнем моря. До рекорда еще далеко, и мы решили скоротать время небольшим путешествием, чтобы поближе познакомиться с природой и прокатиться на еще одной машине.
Игорь Щербаков, Обозреватель:
— Дорога к базовому лагерю считается самой красивой во всем Приэльбрусье. Пейзажи с видом на Кавказский хребет и сам Эльбрус сопровождают нас на всем пути. Но раз мы на TANK, то можем себе позволить и съехать с асфальта.
Местные пейзажи напоминают швейцарские Альпы. При этом добраться к самым красивым, но не всегда доступным местам, бывает нелегко. Однако у нас в руках полноприводный рамный внедорожник с блокировками переднего и заднего дифференциалов, для нас нет ничего невозможного. А для того, чтобы развернуться на узкой горной дороге, есть специальная функция — так называемый «танковый разворот». Он снижает вращение внутреннего заднего колеса и сокращает радиус поворота. Тем временем Федор Конюхов и Игорь Потапкин возвращаются от Эльбруса к базовому лагерю.
Игорь Щербаков, Обозреватель:
— Сейчас пилоты прямо над нами на высоте 4600 м. Но для официального рекорда нужно добавить 3% к цифре прошлого рекорда. Сейчас у пилотов заканчивается топливо, но они продолжают подниматься. Возможно, садиться придется в планирующем режиме.
— 100 м можно качнуть вверх?
— Если там погода работает — они наберут.
— Только на потоке, да?
— Ну, конечно, да, столько работы, и 50 м не хватает.
Экипаж в полете уже больше 3,5 часов, хотя изначально рассчитывали на три. Топливо на исходе, кислорода у пилотов нет, остаются считанные минуты до момента, когда двигатель просто заглохнет. Как в кино, хорошие новости от Росавиации приходят в самый последний момент.
— 4716.
— Ура!
— Игорь, как понял, есть рекорд, можно возвращаться домой.
— Все понял, принял. Возвращаемся домой.
— Молодцы, ждем.
Игорь Потапкин, Пилот паралета:
— Полет был прекрасен во всех смыслах этого слова, была борьба. Мы сначала боролись за высоту двигателем, а потом искусством парящих полетов искали потоки у подножия Эльбруса. Эльбрус просто нам ассистировал, мы на него смотрели, это было просто непередаваемо. И время летело, а не тянулось, потому что хотелось подольше там побыть и повыше набрать.
Федор Конюхов, Путешественник:
— Сейчас после обеда уже будет сложно. Тебя будет бросать так, что будет тяжело. Здесь потоки утром поднимаются.
— Как в целом проходил полет?
Игорь Потапкин, Пилот паралета:
— Когда ты летишь, во-первых, ты должен следить за меняющейся погодой, выбирать тактически, особенно когда ты понимаешь, что двигатель уже иссяк, и ты используешь восходящие потоки. Восходящие потоки образуются в конкретных местах. Это склоны, обращенные на солнце. И чем они, скажем, круче обращены на восток или на солнцестояние, тем больше восходящих потоков или мощнее они.
Федор Конюхов, Путешественник:
— Надо найти, где подъем. Вы, наверное, тут видели, тяжело набирать. Я думаю, 1, 2, 50 м, потом — бах, провалились на 10, так жалко. Да даже на 1 метр, это с трудом таким далось.
— А какую роль в экспедициях, в подобных рекордах, играют команды, транспорт, оборудование, все сопутствующее, то, что остается на земле, когда вы взлетаете?
Федор Конюхов, Путешественник:
— Я считаю, все на одном уровне стоят. Смотрите, без команды. Когда мне говорят, что Федор Конюхов — одиночка, а на самом деле я же не одиночка. Да. Я что-то выполняю в одиночку. Сейчас мы вдвоем с Игорем. Но готовили же много ребят. И техника, те же палатки, те же разрешения, та же поддержка, механик. Без механика куда. Он готовит аппаратуру. Он готовит технику. Игорь разрабатывает все погодные условия.
— Следующая цель путешественников — полет от земель Франца Иосифа к Северному полюсу на паралете. Его планируют совершить летом следующего года. А эта экспедиция завершается, путешественники отправляются домой. После приземления и нашего интервью пилоты немного отдохнули и в этот же день всего за час собрали лагерь, погрузили все вещи в машины и поехали домой.