Выпуск за 31 марта
Транспортно-логистическая отрасль
Марсель Нургатин, обозреватель:
— В Москве прошла выставка TransRussia. Участниками стали почти 600 компаний, которые занимаются транспортно-логистическими услугами и складскими технологиями. В этой программе расскажем, как сегодня выстраивается логистика между Россией и странами Азии, а также узнаем, как устроен современный отечественный транспортный бизнес.
Главная задача, которую государство ставит перед отраслью, — нарастить объем грузоперевозок по международным транспортным коридорам в 1,5 раза к 2030 году. Это следует из указа президента России о национальных целях развития. Особый фокус внимания на контейнерных перевозках, считают участники выставки.
Марсель Нургатин, обозреватель:
— Герман, какие ваши ожидания по развитию российского контейнерного рынка в 2025 году? Что ему нужно для дальнейшего развития? Вот каким вы видите рост в ближайшем будущем?
Герман Маслов, вице-президент по линейно-логистическому дивизиону FESCO:
— Мы ожидаем роста рынка порядка 4–5% в 2025 году по сравнению с 2024-м. При том, что мы последние несколько лет, рынок в целом и FESCO в частности, растем 5–6% в среднем. Рынок продолжает расти. Это и общемировая тенденция, и в России также видим достаточно поступательный хороший рост. Свой вклад дает в это увеличение контейнеризации. То есть у нас все больше и больше грузов, которые раньше возились другими типами транспорта, сейчас переходят в контейнеры, и мы также активно этим занимаемся. Ну, в частности, агрогрузы, например, один из хороших примеров.
Марсель Нургатин, обозреватель:
— Если говорить о конкретных торговых партнерах отечественного бизнеса, то, например, товарооборот между Китаем и Россией в прошлом году вырос до $245 млрд и тем самым обновил рекорд. Такие цифры приводит таможня КНР.
— Как сегодня развиваются деловые отношения российского транспортного бизнеса с китайскими партнерами?
Леонид Шляхтуров, исполнительный директор «ФЕСКО Интегрированный Транспорт»:
— Очень динамично, не только сегодня, но и в целом ситуация на российско-китайском транспортном коридоре очень активная. Четыре как минимум основных коридора, если считать два окна входа в Российскую Федерацию в западном направлении, — это Новороссийск и Санкт-Петербург. Морской прямой ход из Китая через Суэцкий канал — это наше конкурентное преимущество перед глобальными перевозчиками, где мы можем сократить транзитное время, не обходя Южную Африку и удлиняя маршрут на 14 дней. Так и погранпереходы. Это очень активное направление развития инициативы «Один пояс, один путь». Казахские погранпереходы. Ну и, соответственно, наше дальневосточное направление через Владивосток, восточную Находку. Все коридоры очень... сбалансированы вместе.
Марсель Нургатин, обозреватель:
— Несмотря на то, что FESCO работает во всех основных морских бассейнах России, Дальний Восток исторически остается для группы ключевым регионом, через который она прокладывает логистические маршруты в Китай и другие страны Азии. В активе группы находится Владивостокский морской торговый порт.
Николай Ермолаев, управляющий директор Владивостокского морского торгового порта:
— Владивостокский морской торговый порт уже на протяжении пяти лет является лидером по контейнерообороту в России. Если говорить по результатам прошлого года, то мы побили рекорд позапрошлого года и установили показатель 879 тыс. TEU-сов, переработка контейнеров. На 20 тыс. TEU-сов мы сделали больше по отношению к прошлому году и планируем в этом году достичь результата в 905 тыс. TEU-сов. Для того чтобы достичь таких результатов, мы придерживаемся нашей стратегии развития, в рамках которой мы проводим практически масштабные работы по складскому фронту, мы расширяем наши контейнерные площадки, мы приобретаем новую технику. Буквально в прошлом году мы приобрели 11 новых кранов RTG, которые помогли нам за счет увеличения рядности штабеля контейнеров увеличить склад на 25%.
Марсель Нургатин, обозреватель:
— Среди услуг, которые оказывает транспортно-логистическая группа, и рефрижераторные контейнерные перевозки скоропортящихся грузов.
Андрей Гречкин, генеральный директор компании «Дальрефтранс» (входит в FESCO):
— За последние 2–3 года был существенно обновлен парк, и это было сделано в том числе благодаря поддержке правительства Российской Федерации. Были обнулены на короткое время пошлины после ухода крупных иностранных линий. Это позволило не только нам, но и в целом всему рынку и увеличить парк, и обновить его структурно. Сейчас мы пришли к значению среднего возраста контейнеров в парке порядка восьми лет. Это соответствует мировым нормам. Цель к 2030 году еще сильнее омолодиться, сократив средний возраст до 5–6 лет. Это делается для того, чтобы сократить клэймы, сократить порчу груза. Мы участвуем в программе развития перевозок по принципу непрерывной холодильной цепи.
И в рамках этой программы в прошлом году были запущены совместно — опять же с российскими государственными органами — программы по экспорту рыбы и мяса. Они называются, эти сервисы называются рыбной и, соответственно, мясной шаттлы. Показатели неплохие, на мой взгляд. В прошлом году мы провезли в общей сложности 70 тыс. тонн в рыбном шаттле, что в три раза больше, чем в предыдущий год. И с момента запуска — именно в прошлом году произошедшего — мясного шаттла провезли еще 60 тыс. [тонн] мяса. По мясу мы видим очень хороший потенциал. В прошлом году впервые за 15 лет был открыт экспорт свинины в Китай. Китай — это крупнейший в мире потребитель этого груза, порядка 50% мирового потребления приходится на Китай. Они импортируют примерно 2,5 млн тонн этой продукции. Если Россия сможет занять хотя бы 10%, это даст кратный рост экспорта.
Марсель Нургатин, обозреватель:
— О своих возможностях руководители транспортно-логистической группы рассказали на клиентской встрече в рамках выставки TransRussia. В начале мероприятия был дан старт празднованию 145-летнего юбилея компании, который отмечается в этом году.
Николай Чвертко, директор филиала FESCO в городе Владивостоке:
— Я хотел рассказать, откуда пошла история компании, откуда началась история Дальневосточного морского пароходства. 25 апреля 1880 года пароход «Москва» Добровольного флота пришел в бухту Золотой Рог. На борту находился агент Добровольного флота Есипов, и он основал контору Добровольного флота во Владивостоке. Вот с этой даты и идет история Дальневосточного морского пароходства.
Марсель Нургатин, обозреватель:
— Дальневосточное морское пароходство, существующее по сей день, является головной компанией транспортной группы, которая с конца 2023 года указом президента РФ вошла в контур управления госкорпорации «Росатом».
Сергей Сидоров, вице-президент по взаимодействию с органами государственной власти и внешним связям FESCO:
— У нас будет большое количество мероприятий, основное, конечно, это будет во Владивостоке, это совместные мероприятия будут с госкорпорацией «Росатом». В этом году еще 80 лет атомной отрасли, поэтому у нас совпадают какие-то юбилейные даты. Будут у нас музейные потрясающие мероприятия в городе Владивостоке. У нас будет официальное празднование вместе с Днем города, совмещенное. У нас есть ключевое мероприятие наше, это Восточный экономический форум, в рамках которого мы будем организовывать еще подмероприятия.
Марсель Нургатин, обозреватель:
— Сегодня в управлении транспортной группы более 30 судов, свыше 350 автомобилей, 15 000 единиц подвижного состава, 4 контейнерных терминала в Сибири и на Дальнем Востоке, а сам парк контейнеров превышает 200 тыс. TEU.
Герман Маслов, вице-президент по линейно-логистическому дивизиону FESCO:
— 2024-й был очень успешный, 2025-й, мы рассчитываем, будет лучше 2024-го. По основным направлениям еще раз — это геоэкспансия, это наша основная модель сейчас. Это в том числе обеспечение российского логистического суверенитета, то есть мы стараемся работать своими активами на тех сегментах, где раньше российских компаний не было, а работали иностранные перевозчики. Большую перспективу мы видим в развитии перевозок агропродукции на экспорт из России, причем это в контейнерах. И мы, FESCO, остаемся перевозчиком номер один грузов в Россию в целом по всем бассейнам. Поэтому с надеждой смотрим на 2025. Уверены, у нас есть стратегия развития до 2030 года, где все причисленные пункты будут учтены.
Марсель Нургатин, обозреватель:
— Каковы наиболее перспективные направления для российских транспортных компаний сегодня?
Герман Маслов, вице-президент по линейно-логистическому дивизиону FESCO:
— Мы очень активно открываем для себя новые рынки. Мы начали это порядка двух лет назад. Мы очень активно сейчас развиваемся в Юго-Восточной Азии. Это и Вьетнам, который мы открыли два года назад, и сейчас Малайзия, Индонезия, Таиланд. Буквально сегодня у нас заходит судно в Бангкок из Малайзии. Причем эта линия не связана с российскими портами. То есть это именно перевозки по Юго-Восточному региону. Мы вышли активно увеличивать свою вместимость на Индию, то есть перевозки из Индии в Россию. Мы смотрим активно сейчас Африку, то есть у нас уже начались перевозки из Кении. Мы смотрим в этом году Танзанию и Южную Африку. И во второй половине года смотрим открытие сервиса на Южную Америку, на Бразилию. То есть это новые регионы, где раньше ни российских, ни, наверное, даже советских компаний не было. Мы сейчас заходим вот в этот сегмент.
Марсель Нургатин, обозреватель:
— Государство тоже заинтересовано открывать новые экспортные рынки. Так, Минпромторг выдает субсидию операторам, которые предоставляют скидки на контейнер для отправителя. В приоритете семь логистических коридоров, в том числе в такие страны, как Танзания, Бразилия и Куба. Об этом говорили на пленарном заседании выставки TransRussia, которая прошла в двадцать девятый раз.





