Выпуск за 4 декабря
Нижегородская «Газель». Развитие коммерческого транспорта
«Полуторка» — это народное название целого класса малотоннажных автомобилей грузоподъемностью 1,5 т. Одна из самых известных представителей таких машин в нашей стране — нижегородская «Газель». Впервые на российские дороги автомобиль выехал в 1994 году. Сейчас на улицах наших городов ездит уже шестое поколение легких и маневренных грузовиков, но это уже совсем другие автомобили. В этой программе расскажем о современных «Газелях», технологиях их производства и покажем, как бизнес использует коммерческий транспорт.
Разработали будущую «Газель» в конце 1980-х. Запрос на легкий коммерческий транспорт поступил от людей. Нужен был экономичный и маневренный грузовик для городских перевозок, а на советском рынке такого просто не было. Разработан автомобиль был «с нуля» в собственном инженерном центре Горьковского автозавода, для испытаний создавали прототипы и по результатам вносили изменения в конструкцию и агрегаты. Впервые в России применили модульный подход, который впоследствии помог создать на единой базе целый модельный ряд. Грузоподъемность автомобиля — 1,5 т, как и первого советского «легкого» грузовика конвейерной сборки ГАЗ-АА. Кстати, со времен той самой «полуторки» в стране вообще не выпускали автомобили грузоподъемностью 1,5 т.
Наталья Колесникова, директор музея истории Горьковского автозавода
Очень часто сейчас «Газель» называют полуторкой нового времени или новой эпохи. И это верно, потому что она 100% преемница нашей той «Газели» 1930-х, которая стала на конвейер 29 января 1932 года. Если та первая «Газель» — это символ 1930–1940-х годов, то наша «Газель», появившаяся тоже в очень сложное время, в конце 1980-х, в начале 1990-х, когда только зарождались рыночные отношения, стала символом вообще новой экономической политики и новых отношений экономических. Название, кстати, которое придумал Владимир Никитич Носаков, наш заместитель главного конструктора, очень подошло этой машине. Точно такая же «Газель», маневренная, маленькая, легкая, гармоничная.
Игорь Щербаков, обозреватель
Мы находимся в основном сборочном цехе автозавода, передо мной главный конвейер. Именно здесь в январе 1932 года был собран первый автомобиль завода, классическая «полуторка», то есть полуторатонный автомобиль, как и нынешняя «Газель»! Современные «полуторки» собирают в этих же стенах, вот только технологии производства сегодня совсем другие.
Другими стали и принципы работы. Вместе с японскими специалистами на заводе в начале 2000-х годов внедрили стандартизацию, оперативный производственный анализ и быструю переналадку конвейера.
Андрей Софонов, управляющий директор Горьковского автозавода
В 2003 году промышленник Олег Дерипаска принял решение о внедрении производственной системы на Горьковском автозаводе. Она была основана на принципах и философии бережливого производства. За счет этой производственной системы нам удалось повысить эффективность наших производственных процессов, повысить производительность труда. На этом конвейере, например, в 2003 году собиралось всего две модификации автомобиля. Сейчас это шесть основных модификаций и более 50 вариантов исполнения. Это позволило нам встроить и в одном потоке собирать автомобиль разного класса под требования заказчика.
Конвейер разделен на зоны, рассчитано время такта, операции разбиты на отдельные элементы. В результате рабочие не тратят время «впустую», и в одном потоке могут собираться разные модели. Роботы-курьеры собственной разработки завода подвозят комплектующие небольшими партиями, чтобы не перегружать рабочее пространство. В «помощниках», кстати, используются детали от «Газелей». Качество автомобилей проверяют в процессе производства на каждом этапе.
Игорь Краснов, управляющий сборочного производства Горьковского автозавода
Что касаемо производственной системы нашего предприятия, я бы две идеи выделил.
Первая — это сделать жизнь людей лучше, то есть решить их проблемы, исключить все помехи, которые мешают производительно и стандартно выполнять операцию. И вторая идея — это заставить людей решать проблемы в режиме онлайн.
Сегодня принципы производственной системы охватывают все бизнес-процессы в компании: от закупок и логистики до продажи готовой продукции. По подсчетам завода, все это позволяет каждый год повышать производительность труда на 5% и экономить около 500 млн руб. При этом все процессы оцифрованы, есть возможность оперативно анализировать ситуацию и перераспределять загрузку оборудования и персонала исходя из потребностей.
— А вы здесь тогда работали?
Игорь Краснов, управляющий сборочного производства
— Да, безусловно.
— А как выглядело пространство завода?
Игорь Краснов, управляющий сборочного производства
Раньше вся территория этого предприятия была засыпана гайками, болтами, а дорога от этого производства до главной проходной называлась «поле чудес», потому что там можно было собрать автомобиль. То есть это кардинальное улучшение культуры производства и условий труда.
Один из ключевых процессов производства автомобильной техники — сварка кузовных элементов. За 85% работы на этом этапе отвечают роботы. Они позволяют минимизировать человеческий фактор и сами проверяют свою же работу.
Андрей Матясов, управляющий сварочного производства Горьковского автозавода
Благодаря тому, что мы внедряем современные и эффективные технологии, строим производство бережливым внедрением в производственную систему, мы являемся достаточно конкурентными, и наши процессы достаточно эффективны. Благодаря автоматизации и технологии мы выпускаем нужные объемы. Наша линия по сварке кузовов способна выпускать 9 штук в час.
На окрасочном этапе также большая часть работы автоматизирована. Готовые кузова очищаются и проходят катафарезную обработку для антикоррозийной защиты. Всего 13 стадий подготовки к окраске, или 13 ванн. Благодаря технологии погружения и «покачивания» в жидкостях обрабатывающий состав попадает во все скрытые полости. Дальше кузов «едет» в окраску.
Николай Склянин, начальник окрасочного производства Горьковского автозавода
Участок окраски представляет у нас две линии. Линия нанесения вторичного грунта и линия нанесения эмали и лака. Роботы окрашивают в электростатическом поле, что позволяет эмали более мелкими частями, частицами ложиться на кузов и создавать стабильные ровные поверхности. И это экономично с той точки зрения, что нет такого расхода эмали, и качество намного выше ручной окраски.
За 30 лет автозавод в Нижнем Новгороде выпустил более 2 млн «Газелей». Благодаря проведенному обновлению модельного ряда сегодня бренд занимает около 60% рынка легкого коммерческого транспорта в России. За последние 15 лет было создано три новых поколения «Газели».
Андрей Кузнецов, директор по развитию Горьковского автозавода
Модельный ряд Горьковского автозавода сейчас — это коммерческие автомобили полной массой до 12 т. По сути дела, от легких коммерческих автомобилей, начиная от автомобилей полной массой 2,5 т и микроавтобусов с шестью пассажирами и заканчивая грузовыми автомобилями грузоподъемностью 7,5 т. Мы занимаем два сегмента рынка. Это LCV и MCV. Обновляем мы модельный ряд постоянно. Политику обновления модельного ряда заложил промышленник Олег Дерипаска. И мы следуем ей много лет.
В этом году на Горьковском автозаводе освоили серийное производство автомобилей скорой помощи «Газель NN» нового поколения. Высота салона новой «Газели» позволяет медперсоналу работать, стоя в полный рост. Для повышения плавности хода и удобства при погрузке носилок в автомобиль на российскую скорую помощь впервые установлена пневматическая задняя подвеска.
Игорь Щербаков, обозреватель
Сегодня на заводе создают более 700 модификаций «Газели»: от классических микроавтобусов и грузовиков до спецбортов, например, скорой помощи.
Все автомобили бренда глубоко унифицированы между собой, а различные модификации внутри каждого семейства производят на единой платформе. Унификация позволяет предлагать рынку больше вариаций автомобиля, максимально используя при этом одинаковые компоненты. Новейшее поколение — NN, перешло на цифровую модель управления. Электронный блок теперь отвечает за связь между всеми системами машины. Вместе с цифровизацией в автомобили добавлены новые опции, например система помощи при парковке, радары слепых зон, климат-контроль или системы бесключевого доступа и запуска двигателя. Новейшее семейство «малотоннажников», поставленное на конвейер автозавода — «Соболь NN». В конце 2022 года была освоена базовая версия фургона, сейчас в этом семействе уже производится широкая линейка модификаций — бортовой грузовик, фургон-комби, промтоварный фургон, минивэн, в версиях как для города, так и с полным приводом для бездорожья.
Игорь Щербаков, обозреватель
Визитная карточка завода — главная проходная, сохранившая до наших дней свой исторический облик. Через мемориальную арку не только каждый день проходят люди на работу, как и на любом заводе в стране, но и выезжает каждый произведенный здесь автомобиль. В день таких набирается несколько сотен.
Автомобили сразу попадают на городские дороги и дальше отправляются либо на стоянку для ожидания автовоза, либо на «доработку» в компании-партнеры, либо сразу к новым владельцам. Мы тоже решили покинуть завод, чтобы познакомиться с бизнесом, который каждый день использует коммерческий транспорт в своей работе. Благо ехать долго не пришлось, всего 5 км, и мы на заводе компании по производству мороженого. Отсюда в разные регионы каждый день отправляются десятки «Газелей» с натуральным пломбиром. В среднем каждый «грузовик» в день проезжает 200 км.
Дмитрий Слабиков, коммерческий директор компании «Городецкое мороженое»
Технический транспорт — это очень важный инструмент для нашего бизнеса. В парке нашей компании находятся более 20 автомобилей марки «Газель». Своевременное техобслуживание, максимально оперативная доступность запасных частей — это только наши рычаги для увеличения скорости нашего бизнеса. Мы оптимизируем маршруты, делаем рациональную логистику для того, чтобы загрузить транспорт. И транспорт справляется с максимальной нагрузкой, преодолевает большие территории. У компании есть две сбытовые структуры. Это в городе Чебоксары и в городе Саранске. Спокойно доставляем туда продукцию. Что касается Нижнего Новгорода, Нижегородской области, это регулярные дневные маршруты, которые ведут практически целую дневную загрузку.
Следуя зеленым трендам автомобильного рынка, «легкие» грузовики сегодня оснащают газобензиновыми двигателями. Три года назад в Нижнем Новгороде запустили первую в России линейку коммерческого электротранспорта: от бортовых грузовиков, фургонов и спецтехники до низкопольного автобуса. Специалисты транспортной отрасли отмечают, что в условиях санкций «Газель» не уступает рынок китайскому импорту и вносит вклад в развитие транспортной отрасли страны.