Выпуск за 31 октября, 2022
Челябинск: технологии и производства
Анна Смолкина, обозреватель
— Челябинск был основан на месте казачьей крепости в 1736 году. Город был важным звеном торговых путей, ведь он соединяет Азию и Европу. Промышленная история Челябинска началась в годы Великой Отечественной войны. Сюда, в тыл, было эвакуировано около 180 предприятий. Массовое производство танков Т-34 челябинцы наладили всего за 33 дня. Город и сегодня — один из крупнейших промышленных и индустриальных центров России. Какие здесь производят технологии и какие отрасли развиваются, расскажем в этой программе.
Именно героическое металлургическое прошлое на долгие годы предопределило образ города. Безусловно, заводы-гиганты никуда не делись и сегодня. Но актуальна ли застывшая картинка на самом деле?
— Один из самых распространенных стереотипов про Челябинск — что его жители отличаются особой суровостью, ведь многие работают на производстве. Основная продукция города — металл, включая цинк, тяжелую технику и трубы. Спросим у металлургов, правда ли они настолько суровы.
На многих заводах работают целыми семьями. Станислав Белов из плеяды потомственных металлургов.
— Как выбрали профессию металлурга?
Станислав Белов, начальник цеха «Высота 239»
— У нас же область металлургическая. У меня и родители, и дед металлурги. Поэтому я пошел по стопам своих родственников. Вся моя осознанная взрослая жизнь — и семья, и трудовой путь — вся связана с Челябинском.
Станислав пришел на Челябинский трубопрокатный завод практически сразу после университета. Сегодня уже начальник цеха, и цех этот непростой.
— Цех «Высота 239» входит в десятку арт-объектов промышленности. Это еще цех по производству труб большого диаметра. Ассортиментная линейка у нас от 508 до 1422, но мы уже перешагнули свою проектную мощность и сейчас производим трубу диаметром 2,5 м совместно с другим цехом, который тоже входит в состав ЧТПЗ.
Вместо традиционной спецухи и тяжелых ботинок белые халаты и белые каски. Наблюдать, как создаются российские трубы, можно, прогуливаясь по паркету.
— Пойдемте, я вам покажу. Будьте аккуратны. Вот здесь у нас инструмент представлен. Это по большому счету тот инструмент, который придает листу форму.
В таком пространстве меняется и подход к работе, уверен Станислав.
— Существует такой миф, может быть, правда — как это, на ваш взгляд? Суровость челябинцев — она определяется именно тем, что челябинцы инженеры, металлурги, заводчане.
— Я считаю, что это миф, да, действительно. Больше творчества. Когда они видят вокруг такие краски, все меняется. Суровость меняется на радость. Для меня металлургия — это творчество.
Анна Смолкина, обозреватель
— Судно арктического класса способно перемещаться непрерывно по льду до 1,5 м благодаря в том числе специальным гребным винтам. Их диаметр — 5 м. Каждая лопасть весит 6,5 т. А производят их здесь, в Челябинске.
В индустриальном парке «Станкомаш» находится производство сложных деталей и узлов для нефтегазовой отрасли, судостроения, энергомашиностроения.
— Это уже современное предприятие, построенное на территории, которая, наверное, была заброшена?
Евгений Бодров, технический директор АО «КОНАР»
— В 2014 году это было банкротное предприятие, и далее мы уже здесь создавали вот эти все мощности, которые вы здесь сегодня видите. Набор тех компетенций, начиная от заготовительного производства и заканчивая стендовыми испытаниями различного оборудования в нашем направлении, — в мире таких нет. Кому начинаешь рассказывать, у всех там глаза открываются по 5 копеек, и прямо говорят: «Разве такое может быть? Разве такое вообще реально в России?» Я говорю: «Да, реально». С таким настроем можно строить будущее, можно строить новое машиностроение российское.
Традиционно в Челябинске развиваются и смежные отрасли.
— Евгений, расскажите про вашу компанию, что вы производите. Насколько я знаю, вы уже составляете конкуренцию зарубежным компаниям.
Евгений Чупин, директор по маркетингу НТЦ «Приводная техника»
— Мы приводчики, мы занимаемся преобразовательной техникой, электроприводом. В первую очередь преобразователь частоты электродвигателя плюс система, которая строится на базе этих устройств. Простой пример. Большой корабль, а устройство, которое управляет электродвигателем гребного винта, — это мы.
— Я правильно понимаю, что мы находимся в такой некой большой батарейке?
— Вот эта вся установка может снабжать электроэнергией в течение суток небольшой поселок.
— У нас есть внешний блок для телефона. Это внешний блок для деревни, как я понимаю?
— Да, большой пауэрбанк для деревни.
— Почему было принято решение создавать именно в Челябинске предприятия?
— Челябинск — он такой город, заводы заводами, но для заводов нужно оборудование, зачастую уникальное, нестандартное. Урал раскрывается перед всеми с разных сторон. Для кого-то природа красивая, озера, а для кого-то уникальные вещи, которые востребованы не только в России, но и там, в мире. У нас есть большой проект совместно с компанией «Русэлпром». Это большой и мощный преобразователь частоты для управления главными гребными винтами ледокола «Лидер». Это первый самый большой и самый мощный ледокол в мире будет. То есть Челябинск внесет свою роль в развитие Северного морского пути.
Анна Смолкина, обозреватель
— Наряду с крупными и уже известными предприятиями в Челябинске есть умельцы — русские Кулибины и Левши. Здесь производят ратраки. Это полностью отечественные разработка, сборка и комплектующие. На данный момент российских аналогов не имеет. А производство началось буквально в этом гараже.
Александр Пашнин, директор КБ «РАТРАК-УРАЛ»
— Мы здесь делаем ратрак российского производства. Ратрак служит для подготовки горнолыжных склонов, а также лыжных и биатлонных трасс.
— Как вообще появилась такая идея — создавать российские ратраки? Почему именно ратраки?
— В России нет ратраков. Эта ниша абсолютно свободна. Машина технически сложная. Нам было интересно. Вся изюминка этого ратрака в том, что он содержит максимум российских комплектующих. Стоимость владения такой машиной в разы, в десятки раз ниже, чем стоимость владения импортными.
— Даже какие-то комплектующие вы производите прямо здесь?
— Мы здесь производим все, что связано с железом, на 100%.
Мы приехали, когда первая машина проходила наладку перед тем, как уже попасть к заказчику.
— Там шланги сзади отцеплены. Сейчас маслом бы все забрызгали. Даже, может быть, дворники побегут, если включить. Ух ты, авария.
Сегодня у инженеров появилась новая задача — запасные части для импортных ратраков, которые перестали поставлять. Но и на этом команда Александра не останавливается.
Александр Пашнин, директор КБ «РАТРАК-УРАЛ»
— Когда мы стали продавать большой ратрак, у нас много сельских спортшкол [заинтересовались]. Они все говорят: «Кто нам выделит такие большие деньжищи? Сделайте нам что-нибудь маленькое и дешевое». В наработках была фреза для снегохода. И мы подумали: а почему бы в качестве тягача не использовать «Ниву» вот на таких гусеницах? Комплект вместе с «Нивой» стоит в итоге 3 млн руб.
Что в Челябинске много производств, заводов, фабрик, известно, пожалуй, большинству россиян. А вот что здесь есть компания, один из лидеров в области искусственного интеллекта, знают немногие.
Руслан Ахтямов, сооснователь Napoleon IT
— Давай я тебе проведу небольшую экскурсию. У нас 250 человек в нашей компании всего работает. Из них где-то 100–110 находятся в челябинском офисе, остальные в разных других городах.
— Чем компания занимается сегодня? Это искусственный интеллект?
— Это машинное обучение, это анализ данных. Мы это называем Data Science. Это наука в области больших данных и все, что связано с большими числами и машинным обучением. То есть несколько таких треков, например, компьютерное зрение — это технология, в которой мы учим камеры видеть видеопотоки или фотографии лучше, чем человеческий глаз. Также это технология распознавания лиц, распознавания эмоций. Одна из самых передовых технологий. И мы здесь, в стране, наверное, не лидеры, но одни из лидеров точно. Все, что мы делаем, это все наша разработка.
— Если посмотреть ведение бизнеса в регионах, как вести IT-бизнес в Челябинске?
— Причина, почему мы здесь, не просто любовь к городу, которая, я думаю, есть в каждом из нас. Причина в том, что Челябинск обладает огромным потенциалом с точки зрения реально компетентного и качественного человеческого ресурса. У нас огромное количество вузов, и это позволяет нам здесь находить просто суперталантливых специалистов. В нашем бизнесе таланты — это всё. Это то, чем мы гордимся, это то, что является нашим капиталом.
Практически на каждом производстве, в каждой компании наши герои отмечали человеческий капитал региона, профессионалов и молодых специалистов, которые приходят с запалом и желанием что-то менять, создавать новые технологии, новые предприятия и новый образ города.
Анна Смолкина, обозреватель
— Промышленность неотъемлемо связана с вредными выбросами в окружающую среду. Город неоднократно входил в российские антирейтинги по качеству воздуха. Экологический вопрос — один из самых острых и болезненных для челябинцев. Что сегодня делается и делается ли для решения этой проблемы, расскажем в следующей программе.