Видео

Выпуск за 8 июня

Беспилотный транспорт: перспективы развития в России

— В рамках ПМЭФ прошла сессия, которую посвятили беспилотным технологиям в самых разных отраслях экономики, начиная от транспорта и заканчивая добывающей промышленностью. Вызовы и возможности этого сегмента обсудим с Алексеем Подрябинниковым, вице-президентом «Ростелекома».

Алина Танатарова, обозреватель:
— Добрый день!
— Давайте начнем наш диалог с ситуации в мире. Как сегодня выглядит глобальный рынок автономной экономики, в первую очередь, беспилотного транспорта?

Алексей Подрябинников, вице-президент «Ростелеком»:
— По нашим оценкам, рынок беспилотной экономики в мире составляет примерно $26 млрд, а к 2028 году достигнет $93 млрд. То есть он растет примерно со скоростью 23% в год. Россия на этом рынке занимает 26-е место. В лидерах сейчас Сингапур, Норвегия, США. В первую очередь, это те рынки, где уже массово развернуты сети 5G и работают низкоорбитальные спутниковые группировки, потому что для беспилотников, в первую очередь, конечно, нужна доступная связь. Мы рассчитываем, что в России рынок будет расти намного более быстрыми темпами, чем сейчас.

А в каких сегментах экономики беспилотные технологии уже успешно используются? Вот на сессии были представители агропромышленного комплекса, транспорта. Где еще?

— В первую очередь, беспилотники сейчас применяются в тех отраслях, где необходим мониторинг протяженных объектов. Это электроэнергетика, это нефтегаз и сельское хозяйство, потому что у нас самая большая страна в мире и самые большие площади, за которыми нужно наблюдать и, собственно, производить сельхозработы. Поэтому это мониторинг в энергетике, всевозможные работы в сельском хозяйстве, и сейчас развивается логистика.

А приведите примеры, вот в сельском хозяйстве как беспилотники применяются?

— Это, в первую очередь, аэрофотосъемка, потом это внесение таких всевозможных удобрений. И сейчас их начинают использовать все более массово не только летающие, но и беспилотные тракторы, автоматизированные комбайны. То есть беспилотники, можно сказать, пришли на землю.

А в энергетике?

— В энергетике это мониторинг. Это самое, наверное, массовое применение, потому что за проводами, за линиями электропередачи, за вышками необходимо следить. За трубопроводами также нужно следить, это №1, потому что что-либо физически делать на этих объектах все-таки должны люди.

А если говорить про беспилотный транспорт, я правильно понимаю, что пока эта сфера еще недостаточно развита?

— Она вот прямо сейчас начинает получать бурное развитие. Мы знаем про беспилотные грузовики, которые ездят по трассе М11. РЖД нам сегодня рассказывали про свои беспилотные поезда, маневровые тепловозы. Поэтому отрасль транспорта — это самая развивающаяся. Но есть еще и такой транспорт, который работает внутри объектов на карьерах. Там, конечно же, также происходит бурное развитие. Соответственно, это карьеры и шахты.

Если мы говорим про беспилотный транспорт, то получается, что речь сейчас идет про коммерческий транспорт. А что касается общественного транспорта? Есть ли у нас шанс ездить на беспилотных автомобилях?

— Здесь мы начинаем уже больше беспокоиться про людей, особенно про общественный транспорт. Все-таки и мы с вами им пользуемся и беспокоимся о том, кто нас довезет и как. Если вы были в Шереметьево и перемещались на беспилотном трамвае между терминалами, то вы знаете, что там, где это закрытая трасса, все работает достаточно хорошо. Но я думаю, что в такой привычный городской общественный транспорт беспилотники тоже придут. Но это будет следующий этап.

Давайте теперь с вами поговорим про законодательство. Как сегодня выглядит правовое поле регулирования беспилотников? Насколько развито?

— Мне кажется, что беспилотная отрасль настолько сейчас в приоритете как бизнеса, так и государства, что я, если честно, не слышал, чтобы кто-то жаловался на какие-либо ограничения. Мне кажется, наоборот, государство всеми способами поддерживает развитие этой отрасли. И ограничения лежат не в области, скажем так, сдерживания, а в области безопасности, конечно, в первую очередь, и, собственно, самих технологий и той скорости, с которой они развиваются.

На ваш взгляд, какая помощь от государства необходима для развития беспилотного транспорта, беспилотных технологий?

— Сейчас очень сильно востребованы в различных отраслях тяжелые беспилотники. Но тяжелые — это, в том числе, и другие требования к безопасности их полетов. Холдинг Т1 нам сегодня рассказывал, что для запуска таких тяжелых беспилотников им пришлось создать авиакомпанию, потому что с точки зрения регуляторики проще создать авиакомпанию, которая вписывается в существующую регуляторику, чем пытаться разработать новое законодательство для тяжелых беспилотников, поэтому с этой точки зрения, можно сказать, все уже готово.

Давайте теперь про вашу роль поговорим. Почему вы выбрали именно такую тему сессии? Какова вообще роль «Ростелекома» в автономной экономике?

— «Ростелеком» является цифровым партнером населения, государства, бизнеса. И в качестве партнера мы помогаем корпорациям развивать их бизнес. Даем инфраструктуру, участвуем в очень сложных проектах. Помогаем находить решение тех задач, которые сложно найти, когда у тебя, скажем так, замылен глаз. И особенно наша яркая роль, когда мы переносим знания, какие-то удачные решения из одной отрасли в другую. В этом смысле беспилотники — это точно новый драйвер всевозможных изменений во всех отраслях, поэтому мы не могли обойти вниманием эту отрасль, и вкладываем все, что у нас есть, знания, энергию в то, чтобы эта отрасль развивалась и корпорации получали новые инструменты для развития своего бизнеса.

А приведите примеры конкретных проектов.

— На сессии сегодня все сказали, что связь — это просто необходимый элемент для развития беспилотников. То мы, в частности, строим частные сети LTE, private LTE на карьерах, там, где компаниями используются и роботизированные, еще, может быть, не совсем беспилотные грузовики, большие карьерные самосвалы, которые перевозят руду. Мы, естественно, работаем с сельским хозяйством, мы помогаем реализовывать такие проекты, как контроль движения урожая. Сейчас мы прорабатываем проекты для уже таких безлюдных шахт. Поэтому на самом деле все такие комплексные проекты, которые позволяют что-то кардинально изменить, не могут опираться на какую-то одну технологию. Там и беспилотники, и искусственный интеллект, и связь, и обработка и хранение данных. И это всегда требует наличия партнера, который может все объединить, нивелировать риски, принести необходимые знания, компетенции и реализовать этот проект.

Вы упомянули искусственный интеллект. Как он здесь в беспилотных технологиях применяется?

— Беспилотники на самом деле без искусственного интеллекта даже и взлететь не смогут. Вы просто его не видите, а он встроен внутри микросхем. И это только для того, чтобы, скажем так, летел. Для того, чтобы ехал и распознавал препятствия, работает другой искусственный интеллект, который с помощью камер или других датчиков распознает препятствия, строит маршрут. А дальше после того, как этот беспилотник соберет все эти данные, ради которых, собственно, его и отправили, то их кто-то должен обрабатывать. А это гигантский объем информации, который, естественно, обрабатывает опять-таки искусственный интеллект. А для всего этого нужны и средства передачи данных, и ЦОДы для обработки и хранения, и, собственно, те самые алгоритмы, которые позволяют скупые цифры перевести в реальный бизнес-эффект.

Сегодняшняя сессия поэтично называется «Беспилотные фантазии». Давайте попробуем облачить эти фантазии в конкретный прогноз, как будет развиваться автономная экономика в ближайшем будущем и в долгосрочной перспективе?

— На мой взгляд, беспилотные технологии и почему мы называем это автономной экономикой, потому что в свое время связь оторвалась от проводов, и мы уже это перестали замечать, беспроводная связь везде. С появлением таких очень емких и легких батарей автомобили оторвались от заправок. И вот беспилотные всевозможные транспортные средства также позволяют оторваться от привычных дорог и реализовать, в том числе, и логистику, не опираясь на существующую сеть железных, автомобильных дорог или водных путей. Собственно, поэтому беспилотные технологии во всех отраслях произведут кардинальный прорыв, перелом и изменения. Мы понимаем, что развитие будет по экспоненте, и строим такие осторожные прогнозы. Вот я уверен, что прогнозы на самом деле будут превышены в несколько раз.

В начале нашего интервью вы сказали, что пока Россия находится на 26-м месте. Как вы думаете, в ближайшей перспективе трех-пяти лет у России есть шансы подняться выше в этом рейтинге? И что должно случиться, чтобы случился, как вы говорите, квантовый скачок?

— Конечно. Чем отличается наша страна, и мы на самом деле даже это не очень замечаем, потому что мы к этому привыкли, но мы очень легко адаптируем все новейшие технологии. Все привыкли платить смартфоном, а для многих других стран это просто какая-то нереальная новинка. Мы пользуемся искусственным интеллектом. У нас совершенно замечательные государственные сервисы, другие цифровые сервисы. Они так быстро входят в нашу жизнь, что мы этого не замечаем. В этом смысле Россия — это прекрасная страна для внедрения, тестирования, апробирования новейших технологий, это с одной стороны. С другой стороны, у нас прекрасные математики, программисты, с этим тоже никто не спорит. А все беспилотные технологии просто основаны на огромном количестве математики, программирования, искусственного интеллекта. И поэтому кто, если не мы?

И расскажите, какая у вас программа в рамках Петербургского международного экономического форума?

— Насыщенные дни, фиксация всех договоренностей, наработок, проработок, которые велись в предыдущий год или даже несколько лет. Поэтому здесь есть как сессии, на которых мы обсуждаем будущее, так и подписание различных соглашений, которые мы проработали за это время, поэтому следите за пресс-релизами.

Все выпуски программы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 27 июля
EUR ЦБ: 93,26 (+0,09)
Инвестиции, 26 июл, 18:01
Курс доллара на 27 июля
USD ЦБ: 85,57 (+0,16)
Инвестиции, 26 июл, 18:01
В Госдуме анонсировали повышение размера детских пособий в 2025 году Общество, 04:58
Более 20 человек отравились хлором в бассейне в Варшаве Общество, 04:37
Bloomberg узнал, какой вопрос спас Ferrari от мошенничества с дипфейком Бизнес, 04:29
Глава Минюста допустил повышение предельного возраста нотариусов Политика, 03:58
Американский банк наказали за «вопиющее» нарушение санкций против России Политика, 03:36
Уровень воды в реке снизился после прорыва дамбы в Челябинской области Общество, 03:34
Зеленский назвал самое сложное направление для ВСУ Политика, 02:58
На церемонии открытия Игр в Париже повесили перевернутый олимпийский флаг Спорт, 02:56
Курский губернатор сообщил об «очень сложной ночи» и сбитых дронах Политика, 02:23
От кентавров до Джеймса Бонда. Самые яркие церемонии открытия Олимпиад Спорт, 02:19
Как в Париже прошла церемония открытия Олимпийских игр. Фоторепортаж Спорт, 02:17
WSJ рассказала, как вице-президент Трампа стал из милитариста пацифистом Политика, 02:08
Cловакия предложила Киеву «техническое решение» по нефти ЛУКОЙЛа Политика, 01:57
Минздрав назвал симптомы лихорадки Западного Нила Общество, 01:32
Главная Передачи Подписаться Поделиться