Выпуск за 14 апреля

Что такое мастер-девелопмент
Тема «Будущее российского девелопмента» стала главной в этом году для обсуждения на Всероссийском жилищном конгрессе, который ежегодно проходит на федеральной территории «Сириус» в Сочи. А в чем настоящее для российских девелоперов? Обсуждаем это с членом правления девелоперской компании Capital Group Петром Исаевым. Capital Group уже более 30 лет создает и строит наиболее сложные и уникальные, знаковые для Москвы проекты, решает комплексные градостроительные задачи.
Игнат Бушухин, обозреватель:
— Только что закончилась пленарная сессия в рамках Всероссийского жилищного конгресса. О чем говорили?
Петр Исаев, член правления Capital Group
— Говорили в основном о том, какие вызовы стоят перед рынком девелопмента. Сошлись во мнении, что для строителей будет очень непростое второе полугодие и, возможно, следующее первое полугодие. Но нельзя опускать руки, нужно работать. Да, безусловно, вывод девелоперских проектов будет другим, что, может быть, даже и хорошо для рынка. Понятное дело, обсудили астрономически подорожавшую рабочую силу, а также какие пути решения можно найти.
— Чему посвящена ваша презентация?
— Презентация была посвящена трем аспектам, на которых, мы считаем, должен акцентироваться рынок помимо аспектов финансовых и ввода квадратных метров. Первое — это, безусловно, мастер-планирование. Второе — это воспитание культуры владения объектами недвижимости не только на уровне квартиры, но и на уровне дома, района и города. И третья часть была посвящена нашей программе Capital University, которая направлена на подготовку молодых кадров, на воспитание людей, которые будут работать в девелопменте.
— Вы упомянули мастер-девелопмент. А что это такое, насколько это интересно крупным девелоперам?
— Мастер-девелопмент — это в первую очередь комплексный анализ территории, ядра и внутренних и внешних потоков. Этот тот смысл, ради которого люди будут жить на этой территории. Мы считаем, что мастер-планирование актуально не только для крупных девелоперов, но и для городов. Потому что без мастер-планирования очень сложно сделать какой-то комплексный проект по развитию территории, потому что туда нужно «вдыхать жизнь». В первую очередь задача девелопера — ответить на вопрос: «Зачем людям жить на этой территории?». Нельзя просто поставить дом в чистом поле, чтобы он там отлично существовал потом.
— Capital Group заслужила репутацию тренд-сеттера на рынке недвижимости. Поделитесь главными трендами, которые сегодня актуальны и для девелоперов, и для покупателей недвижимости.
— Для девелоперов есть определенные тренды — это и мастер-планирование, и патриотизм, и внутренний туризм. И девелоперы обязаны учитывать эти тренды, и мы в этом рынке работаем. Для покупателей тренд сейчас смещается немножко в другое — сейчас нужно понимать, кому ты отдаешь свои деньги, смогут ли девелоперы построить то, что они обещают. Потому что все покупают «картинки», и основной тренд — это сравнить, что планировалось и что в итоге получилось. Вот здесь вот очень важный для покупателей такой аспект, который нужно иметь в виду.


