Выпуск за 9 ноября, 2023
«Встроенные финансы для b2b — новый толчок для финтеха»
Встроенные финансы — это финансовые сервисы и услуги, которые входят в функционал какого-либо нефинансового сервиса. Мы часто видим встроенные финансы на примере BNPL-сервисов для b2c. В рамках «Финополиса» коммерческий директор группы QIWI Александр Агаков рассказал, какие возможности такие решения открывают для сегмента b2b.
⁃ Александр, встроенные финансы сегодня воспринимаются больше как b2c-продукты, какие решения предлагаются в части b2b?
Да, это правда. Встроенные финансы на сегодняшний момент известны больше как сервис BNPL. Это то, что связано с оплатой в рассрочку, сплитованием. Но на сегодняшний момент, действительно, встроенные финансы в b2b начинают набирать оборот. Это кредитование продавцов на маркетплейсах, банковские гарантии, встроенные в торговые площадки, это овердрафты, встроенные в приложения таксистов, ну и много таких сервисов, которые незаметны и не имеют ярлыка для обычного пользователя.
⁃ А уже есть примеры таких интеграций в России?
Конечно. Мы можем привести пример того, что есть сегодня в «Яндексе», когда продавцы могут покупать и брать кредиты на самой площадке «Яндекс. Маркета». Также наш бизнес ROWI (РОВИ), который предоставляет на сервисе госзакупок, на сайте возможность брать банковские гарантии непосредственно после того, как кто-то выиграл тендер, ну и овердрафты: мы анонсируем этот запуск, в приложениях такси агрегатор будет брать овердрафты для таксистов и таксопарков.
⁃ А как развитие встроенных финансов повлияет на сам финтехрынок?
Я думаю, что для финтеха это некий новый толчок для того, чтобы переизобрести финтех по новой. То есть добавить уже существующие финансовые продукты, что-то новое, незаметное для клиента, что он просто и легко получает в процессе обычного бизнеса.
⁃ И напоследок давайте поговорим про вызовы, которые стоят перед игроками рынка.
Если говорить о том, как встроенные финансы будут развиваться и какие у них вызовы, то первое — это кастомизация. Важно понимать путь клиента, как он ведет свой бизнес и какие у него возникают потребности именно в финансировании своего b2b-проекта. Поэтому важно хорошо, детализировано разобрать его бизнес для того, чтобы предложить новый продукт. Вторая тема — это нишевизация. То есть когда ниши появляются не просто в бизнесе, но уже на маркетплейсах. Ну и самое главное — децентрализация. Это то, что люди будут уходить от «одного окна» и получать сервисы финансовые непосредственно там, где они им нужны: на маркетплейсе, в процессе реализации товара. И вот эти три основные вещи: кастомизация, децентрализация и возможность работать в нишах — они являются основными факторами.