Выпуск за 11 декабря, 2015
Александр Вешняков, чрезвычайный и полномочный посол РФ в Латвии
"Масштаб немножко другой. Латвия тоже страна не простая. Но особенно непростое время у нас сейчас. Есть такой показатель - товарооборот между странами. Россия-Латвия, 2007 год. Год, когда я готовился сюда ехать, а в 2008 году я приехал. Тогда товарооборот был 3,1 млрд долларов. Прошлый, 20014 год. Год, в котором уже объявили санкции. Но, тем не менее, даже в этом году, в 14-ом, был прирост в товарообороте, и он составил 13,5 миллиардов. То есть за 7 лет более, чем в 4 раза.
Есть тренд, который был с самого начала взят Латвийской республикой после провозглашения ее независимости в 90-ых годах. Кстати, тогда (вы помните), что ее именно РСФСР, то руководство Российской Федерации, которое было, Борис Ельцин возглавлял, одной из первых поддержало их устремление к независимости. Россия была одной из первых стран, признавших независимость. Но об этом забывают, потому что это не вписывается в этот тренд. А вот то, что они страдали, находясь в Советском Союзе, что они якобы пережили оккупацию, которую до сих пор не могут простить, и считают все еще какие-то ущербы, которые они якобы понесли в то время, это остается, и сегодня это вознесено в ранг государственной политики, к сожалению. Да, многое, что изменилось, если сравнивать с 90-ми годами, когда здесь даже на русском языке не хотели разговаривать. Было ощущение, что вот сейчас, освободившись от Советского Союза, мы начнем строить новую Латвию: свободную, демократическую, и заживем так же, как живет Франция, Германия, Голландия. Поэтому и стремление было в Евросоюз, в НАТО. Но теперь уже много лет и в Евросоюзе, и в НАТО, но рая-то не наступило. И сегодня уже говорить о том, что виноват был Советский Союз, та система, которая была в Советском Союзе, становится как-то не модно, не объяснимо. Поэтому сегодня уже отношение к нормальным российским гражданам, которые сюда приезжают, с удовольствием приезжают, довольно позитивное на бытовом уровне.
Практически мы не фиксируем каких-то таких неприязней, тем более каких-то провокационных действий при должном культурном отношении, уважительном отношении к местным жителям, получаем такой же ответ, как правило и у местных латвийских жителей к гостям из России. Поэтому, до того как были введены санкции, до того, как изменили они свои подходы по программе, которая называлась так: инвестиции вкладываешь - можешь получить вид на жительство. Здесь был самый настоящий бум. Бум строительный, в том числе и в Юрмале. И много желающих было воспользоваться такими возможностями из России. Сейчас это все замораживается. Например, число туристов по этому году из России уменьшится процентов на 35. И, это, видимо, сохранится на ближайшее время.
Тут обстоятельств много, и они связаны не только с Латвией, но эта главная причина - это вот та санкционная политика по отношению к России со стороны Евросоюза, которая ударяет не только по России, но бумерангом возвращается сюда.
Если ты вступаешь в какой-то Союз, то ты обязан придерживаться правил, установленных в этом Союзе. И как говорят в Евросоюзе, давай солидарность проявляй в тех решениях и не популярных. И им не миновать в данном случае приема сюда беженцев. Да, цифра сейчас, которая согласована, где-то чуть более 700 человек. Что и очень волнует и беспокоит местное население.
На сегодня я не вижу, по крайней мере, перелома в позиции правительственных кругов Латвийской Республики. Есть такая у них организация по сбору доходов. Так вот она не добирает доходов, уже по их данным, уже 50 миллионов евро. Это как раз то, что она могла бы получить, если б не было бы обвала туристического со стороны России, не было бы просадки по приобретению недвижимости. Не было бы потерь, что понесла молочная промышленность. А это было бы по подсчетам самих же молочников, 60 миллионов где-то евро. Ну и многое другое. Более того, некоторые инвестиции, которые шли сюда из России, они сейчас замораживаются.
Я вообще довольно часто раньше приглашался сюда в средства массовой информации. Латвийские и на латышском языке в том числе. Но в последнее время, практически, латышские каналы почти для посла России закрыты. Редкие исключения бывают, но редкие исключения. Тем более, я могу сравнивать. Здесь есть пока довольно широко представлено русскоязычное пространство, которое дает такую возможность: и выступать и послу РФ, и давать информацию не только из Западных источников, но и из Российских. И это позволяет живущим в Латвии слушать разные точки зрения и делать разные оценки того, что происходит в мире, поэтому, сегодня здесь, наверное, если начнут спрашивать «а как вы относитесь к тому или иному поступку России», вы не найдете того, что все принимают только Западную точку зрения.
И, я надеюсь, что в европейской стране не пойдут по пути закрытия СМИ, вещающих из России, да и русскоязычных. Хотя, давление сейчас на них оказывается очень сильное".