Выпуск за 20 апреля, 2015
Эксклюзивное интервью президента Американской торговой палаты в России
АЛЕКСЕЙ РОДЗЯНКО
ПРЕЗИДЕНТ АМЕРИКАНСКОЙ ТОРГОВОЙ ПАЛАТЫ В РОССИИ
- Товарооборот между США и Россией, как он мерится статистикой официальной, он не очень большой, в сравнении с Европой той же. Он где-то одна... Ну, чуть больше 1\10 доли европейского оборота. И это такими круглыми цифрами около 40 млрд долларов в год. Это и импорт, и экспорт.
Общий валовой оборот. И он со времен кризиса украинского и экономического кризиса здесь не сильно изменился. И это на удивление, что не сильно изменился. В прошлом году это был фактор одиночный, то есть там были два больших самолета.
Контракт был подписан давно и их поставили. Они попали в статистику в тот момент. Но дело в том, что эта статистика не полностью охватывает отношения экономические между американскими компаниями и Россией.
Потому что американские компании крупные - это многонациональные компании. И их статистика появляется в статистиках очень многих разных стран. То есть пример, который я могу привести это Ford.
Ford здесь достаточно активно собирает автомобили, и пытается локализовать свое производство. Они были среди первых из автоконцернов, которые стали собирать машины в России, под Питером. И у них оборот комплектующих в год где-то 1 миллиард 500 в круглых цифрах. Из этого 90% - это Европа, и 10% - это США. То есть здесь опять как бы видна американская компания, но удельный вес торговли он больше со стороны Европы. И то же самое касается инвестиций. Компания покупает завод, и делает ли она это из США, или из Люксембурга - из своей дочки - не всегда понятно.
Поэтому, и статистика торговли, и статистика инвестиций, она камуфлируется. Поэтому, мне кажется, американские компании здесь гораздо более активны, чем товарооборот между Штатами и Россией или даже официальные цифры по прямым инвестициям об этом говорят.
General Motors - это исключение из общего правила. Общее правило, что российский рынок для американских компаний интересен. Это крупный рынок, это премиальный рынок. В том плане, что российские покупатели, контрагенты готовы платить за качества. Поэтому, компании, у которых есть уникальные технологии, у которых есть качественные продукты, они за них могут получать справедливую цену в России. Легче, чем в других странах. С другой стороны - финансы. Банки американские - это лидер по организации международного капитала. И крупные эмитенты - это были 5 основных российских госкомпаний, и само правительство России - Минфин. Этот бизнес потерян американским банкам, он сейчас запрещен, а это был основной бизнес крупных банков.
Если посмотреть с 1 января по сегодняшний день самая сильная валюта во всем мире - это российский рубль. То есть вложившись... Взяв доллары 1 января, купив рубли сегодня, у вас большая прибыль. Потому что любой другой финансовый актив - это акции российские, индекс РТС, это ценные бумаги, эмитированные правительством России. То есть и такие инвесторы, они не спят, они мало интересуются политикой, они больше интересуются соотношением риска и потенциальной выгоды. И вот эти инвесторы уже в России активно работают. По идее, у нас те же интересы, как и у Европейского бизнеса. То есть нам санкции, конечно, не сахар. И без них было бы жить гораздо легче и лучше. Мы не сторонники их, с одной стороны, с другой стороны, мы считаем, что спорить с Правительством на эту тему в нынешнее время при нынешних настроениях - это малоблагодарное дело. То есть чем больше мы жалуемся, тем более уверенные правители, что санкции имеют свой эффект. Нам лучше терпеть и молчать. А лоббизм есть, он будет, но он больше как бы тихий и спокойный, холодный расчёт, а не эмоциональные какие-то призывы к тому, что "ой, нам больно, помогите нам". Антиамериканские настроения в России, они отражаются точно так же в Штатах. Там антирусские. Просто как бы, чем их выразить, кроме как на словах - непонятно. И мне очень жалко, что это так, но это так. Это время сейчас есть, но я надеюсь, оно быстро пройдет. Что делал Белый дом в прошлом году: он звонил по компаниям, и рекомендовал, чтобы первые лица и старшие сотрудники компаний, находящиеся в Соединённых Штатах, не ездили на Питерский Форум. Ну все компании, которые делегации объявили, они свои делегации послали, просто состав этих делегаций поменялся. В этом году - поживём-увидим, пока я не знаю, каковы будут. Я знаю, что будет делегация, естественно. И американская торговая палата едет, и мы свои мероприятия планируем и проведем в рамках Питерского форума. Кто будет участниками со стороны наших компаний - это пока не известно.
- То есть еще меньшим статусом, чем в прошлом году могут быть?
- Нет, я думаю, что, если что, статус или не поменяется, или будет чуть выше.
- То есть в обратную сторону?
- Да.
- Это с чем связано?
- Ну, сколько можно давить, да?
- То есть к Белому Дому, в случае звонков не будут прислушиваться?
- Вы знаете, Белому Дому жить осталось полтора года до смены власти... А власти здесь, вроде дольше.