Мятеж в Турции: блокировка соцсетей
Выпуск за 22 июля, 2016
Мятеж в Турции: блокировка соцсетей
Турция привыкает жить по новым правилам. В стране действует режим чрезвычайного положения. Это значит - комендантский час, досмотры на улицах, запрет митингов и шествий. Кроме того, власти смогут уничтожать тиражи газет и журналов. И ограничивать доступ в интернет. Его, кстати, уже блокировали. В первые часы после того, как стало известно о попытке госпереворота - в виртуальном пространстве развернулась настоящая война - между сторонниками и противниками президента Эрдогана. О сражениях за YouTube, Facebook и Twitter - Екатерина Линникова.
Москвичка Дарья во время турецкого путча оказалась в информационной блокаде. Пока снаружи звучали выстрелы и взрывы, сотни людей в аэропорту Стамбула могли только гадать, что происходит. Доступ к Wi-Fi был только у идентифицированных турецких пользователей, похожий закон недавно приняли и в России. Ближе к полуночи — даже сарафанное радио заглохло. Власти заблокировали социальные сети.
Дарья Ильина
В интернет у меня получилось выйти где-то в полдвенадцатого дня. Мы в тот момент поняли, нужно кричать о помощи. Соответственно, я выложила пост в Facebook и ВКонтакте, приложила фотографии, поставила соответствующие хэштеги.
Привилегия бесперебойно пользоваться соцсетями, в условиях чрезвычайного положения, осталась только у высшего руководства страны.
Премьер Бинали Йылдырым — продолжал активно постить сообщения в Twitter. Реждеп Эрдоган — и вовсе — обратился к нации по FaceTime.
Пользователи тут же смекнули, ограничение их активности - ход стратегический.
Рунет - отозвался карикатурой.
Блокировку соцсетей в первые часы мятежа уже назвали превентивной мерой. Свои действия в Facebook, в итоге, координировали не сторонники, а противники госпереворота. По словам аналитиков, такой, выборочный доступ к интернету - теперь возможен и в России. Благодаря «пакету Яровой» можно не только возвести непробиваемый фаер-волл, но и сделать в нем лазейки для «ВИПов».
Константин Анкилов
управляющий партнер ТМТ-консалтинг
Чтобы это реализовать, должна быть проведена определенная работа, на уровне правительств, в первую очередь, с операторами связи. Более сложный, более изощренный метод - это отслеживание трафика.
В мирное время в интернете - следят скорее за вероятным противником. За посты, которые не понравились Эрдогану, в Турции, только с начала этого года - арестовали десятки человек.
Витолдьд Филиппов - первый пользователь в России, которого, официально, приговорили за лайк. Сейчас понимает, легко отделался - всего тысяча рублей штрафа. После этого - были и реальные сроки.
Витольд Филиппов
По моему опыту, имеет значение не что, а кто лайкает. Раньше задерживали левых, правых, в последнее время - либералов. Когда судили меня, я тоже руководил отделением политической партии.
После вступления в силу «закона Яровой» аналитики прогнозируют всплеск - и арестов, и утечек. Под особым прицелом - информация о чиновниках.
В Турции это уже доказали. Всего через три дня после попытки госпереворота сайт Викиликс опубликовал личную переписку удержавшегося у власти президента Эрдогана.
ЕЛ, Эрнест Сабо-Портно, РБК