Транспортные объекты постоянно становятся мишенью для террористов. Там практически всегда гарантированное скопление людей, не самые высокие меры безопасности - плюс к тому, такие нападения привлекают большое внимание. Артём Шануров о крупнейших терактах на транспорте в этом веке.
Московский метрополитен за последние годы террористы атаковали неоднократно. 6-го февраля 2004 года произошло нападение с наибольшим числом жертв. В перегоне между станциями Автозаводская и Павелецкая смертник взорвал бомбу - 4 килограмма в тротилловом эквиваленте. 42 погибших и около 250 раненых. Виновные в подготовке теракта выявлены и приговорены к пожизненному заключению.
Шестью годами позже, в марте 2010-го в московской подземке с разницей в час происходит сразу 2 взрыва - на Лубянке и на Парке Культуры. 41 человек погиб и 85 ранены. Следствие установило личность одной из исполнительниц - это была вдова главаря дагестанских боевиков Умалата Магомедова. Ответственность за взрывы взял на себя Доку Умаров.
Крупнейший теракт в истории столицы Великобритании - также в метро, в 2005-ом. Это была первая крупномасштабная и скоординированная атака на подземный транспорт. Практически одновременно террористы взорвали три бомбы в поездах, а через час на воздух взлетел пассажирский автобус. Погибли 52 человека, более 700 ранены. Личности террористов установили, большинство из них были британцами во втором поколении. Возможно, они были связаны с (запрещенной в России) Аль-Каидой - но точно это установить следствию так и не удалось.
Годом ранее - точно так же скоординированно - террористы атаковали наземные поезда. Взрывные устройства сработали в 4-х составах в районе крупнейших железнодорожных вокзалов Мадрида. В результате погиб 191 человек, почти полторы тысячи раненых. Взрыв организовала исламистская организация, связанная с Аль-Каидой - изначально власти страны предполагали, что это было дело рук басков. Потрясение от взрывов было так велико, что Испания вывела войска из Ирака. Это стало первым случаем, когда экстремистам удалось добиться выполнения требований при помощи терактов.
В России крупнейшее нападение на железнодорожный вокзал произошло в декабре 2013-го в Волгограде.Взрыв произошел у входа в здание, в зоне досмотра - мощность бомбы была около 10 килограммов в тротиллововом эквиваленте.
На следующей день в том же Волгограде террористы взорвали троллейбус. Общее число погибших в этих двух терактах - 34 человека, 70 пострадали. Личности смертников следствие установило, оба были связаны с буйнакской группировкой.
Аэропорты - еще одна традиционная мишень для террористов. В январе 2011-го года в зале прилетов в Домодедово произошел взрыв - бомбу привел в действие смертник. 37 человек погибли, среди них граждане Австрии и Германии. По неподтвержденной информации, у спецслужб была информация о возможном теракте в аэропорту, однако исполнителю все-таки удалось проникнуть в здание терминала. Ответственность за произошедшее следствие возложило на северо-кавказское бандподполье. Статистика, однако, показывает, что международные аэропорты всё реже становятся объектами нападения террористов. Из-за усиленных мер безопасности пронести бомбу туда в последние годы стало значительно сложнее.
Артём Шануров, РБК