
Реформа уличной торговли
Выпуск за 8 февраля, 2016

Реформа уличной торговли
Московские власти сегодня приступят к сносу более ста торговых павильонов, которые посчитали самостроем. Это, например, торговый центр «Пирамида» около метро Пушкинская, торговые ряды у Кропоткинской, Арбатской, возле станции Улица 1905 года. Многие предприниматели говорят: на объекты есть право собственности, а владельцы 27-ми в суде доказали правомерность возведения. Наш корреспондент Екатерина Кожевина пообщалась с малым бизнесом и узнала, как теперь будет выглядеть уличная торговля.
Небольшой павильон в торговом центре на Чистых прудах - для Гая Дилбаряна семейный бизнес. Помещение купил и сдал в аренду его отец еще в 96-ом. Когда магазин только-только построили. Все необходимые документы у предпринимателя на руках. Но объект все равно оказался в списке мэрского постановления на снос 104-х самостроев.
Гай Дилбарян
собственник
Самостроем он не может быть, когда есть договор аренды, когда зарегистрировано право собственности, и когда выдавались городом, префектурой, правительством Москвы, разрешительные документы все на возведение.
В павильоне на «Водном стадионе» торговать пирожками, цветами и кофе планировали до 2069 года. Это дата, когда заканчивается договор аренды на земельный участок. Но, по версии столичного правительства, объект построен нелегально. Над важными коммуникациями - газопроводами и водопроводами. Вот только юрист центра Юлия Граждан показывает утвержденный московскими властями кадастровый план, где этих коммуникаций нет.
Юлия Граждан
Юрист торгового центра
Если бы данная конструкция непосредственно угрожала бы безопасности, и демонтаж, и ремонт бы был невозможен без сноса данного строения, естественно, никто бы не согласовал размещение этого объекта, ни предоставление земельного участка в аренду. Трубопроводы газопроводы, ливневые канализации, да проходят, но в достаточной удаленности от данного объекта.
Самостроями объекты признаны без судебных решений. Малый бизнес надеется, что по недоразумению и досадной ошибке.
Владислав Корочкин
первый вице-президент Опоры России
Учитывая сложную экономическую обстановку, в которую мы впадаем все больше и больше, нагружать дополнительными издержками, и муниципалитет, и предпринимателей неразумно, они стояли 10-15 лет и, если они еще 2-3 года постоят, никому вреда не будет.
Предприниматели предполагают, что на месте снесенных павильонов, столичные власти, возможно, разместят киоски нового образца. Пилотный проект по их установке завершен и признан успешным.
Екатерина Кожевина
корреспондент
Киоски нового образца пока появились лишь в центральном округе столицы. Но уже к концу 2017-го модернизацию планируется завершить по всей Москве. Три тысячи павильонов обойдутся городу в 3,5 миллиарда рублей.
Светлана Молчанова - продавец мороженого с 20-тилетним стажем. В киоске нового образца, говорит, условия труда шикарные. Кондиционер, обогреватель, большие открытые витрины и современное оборудование.
Светлана Молчанова
продавец мороженого
В старых киосках были холодильники другие, там были стеклянные крышки, и при попадании солнечных лучей верх мороженого мог подтаять, теперь это исключено, покупателям нравится, что не надо спрашивать, у вас мороженое хорошо заморожено или нет, все уверены, что мороженое у нас заморожено на 100 процентов.
Чтобы предприниматель мог пользоваться таким киоском, необходимо теперь еще выиграть аукцион. На право аренды. И, вероятно, по нереально высоким ставкам. Из-за большого количества желающих. Такие прецеденты, на осенних аукционах уже случались.
Владлен Максимов
президент ассоциации киоскёров
Есть объекты, которые ушли по арендной ставке, это цветы или мороженое, по 150 тысяч рублей в месяц, за эти деньги невозможно работать,
Они ушли, но, например, цветочный киоск, который ушел за эти деньги, так и не открылся.
Еще год назад в столице было семь тысяч ларьков. А максимальная стоимость аренды не превышала 50-70 тысяч рублей. Ежемесячная прибыль 500-600 тысяч. Порядка миллиона стоил сам ларек. Полтора года уходило на его окупаемость. Но в московском правительстве посчитали, что бизнесу удобнее все же получать помещение «под ключ», когда объект уже установлен, укомплектован и подключен к коммуникациям за городской счет.
Алексей Немерюк
руководитель Департамента торговли и услуг Москвы
У нас нет задачи сразу на предпринимателя нагрузить все бремя стоимости этого киоска, за 3- 5 лет, с учетом того, что мы имеем хорошие показатели по торгам, правительство Москвы получит эти деньги обратно в бюджет в качестве арендной платы и даже получит некий доход.
Но, как отмечают предприниматели, аренда это уже не бизнес, а полунаемная работа. Когда бизнесмен не сам решает, что он будет продавать, в каком объеме и в каком режиме. Так что тот же Гай Дилбарян арендатором киоска нового образца станет вряд ли. Слишком часто город меняет правила. Во время прошлой «киосковой революции» в 2011-ом без работы и своего дела остались 50 тысяч человек.
Екатерина Кожевина, Павел Благонравов, Александр Петров, Игорь Чесноков РБК.








