
Выпуск за 7 декабря, 2015

Париж: три недели после терактов
Рано утром по дороге в офис Метью заезжает на площадь Республики, чтобы зажечь несколько свечей в память о погибших. После атаки на Париж в его жизни мало что изменилась. Метью говорит: жить как и прежде - это и есть настоящий ответ террористам.
«Это мой город. Я не собираюсь никуда уезжать и не собираюсь ничего менять в своей жизни. Если цель террористов была напугать нас, они не добились ничего. Я скорблю о людях, погибших здесь, я переживаю о том, что мне нужно объяснять моим детям, когда они спрашивают. Но я не боюсь!»
Здесь это называют настоящей французской реакцией: уже на следующий день после терактов парижане заполнили все веранды кафе и ресторанов. А самой продаваемой в Париже книгой стал Хемингуэй - "Праздник, который всегда с тобой".
«Я не верю в третью мировую войну, которую нам теперь обещают, и не боюсь за свою жизнь. Журналисты и политики часто нагнетают обстановку. Я, мы будем выходить на улицу, будем сидеть в барах - это реакция всех людей, которых я знаю».
Французы говорят о беспрецедентных мерах безопасности. При входе в галерею Lafayette у посетителей досматривают сумки. По парижским меркам это что-то неслыханное. Для россиян, которые на своем веку пережили десятки терактов, мер безопасностей в Париже почти не видно.
МАРИЯ ЗАЙЦЕВА
СПЕЦИАЛЬНЫЙ КОРРЕСПОНДЕНТ
«Спустя три недели после терактов, Париж постепенно возвращается к нормальной, повседневной жизни. Работают музеи и рестораны, на улицах много туристов, казалось бы, ничто не напоминает о трагедии, которая потрясла не только этот город, но и весь мир. Кроме вот таких мемориалов из цветов, свечей и записок. В 10 и 11 округе Парижа, где произошла большая часть терактов, их сейчас особенно много».
Но стоит проехать всего 10 минут в сторону окраин и можно наблюдать совсем другой город. Бульвар Барбес в 18 округе входит в топ опаснейших районов Парижа и во всех путеводителях значится как место, куда туристу лучше не соваться. Здесь живут и работают мигранты из бывших французских колоний. Процветает наркоторговля и грабежи, даже полиция предпочитает перемещаться группами. О таком положении дел, знают и власти и жители, но все предпочитают толерантно молчать. Полиция советует нам держать сумки покрепче, а лучше - брать такси и уезжать. Многие считают, что наводить порядок нужно не на улице, а в законодательстве.
НИКОЛЬ ДЕЛИ
ЖУРНАЛИСТ
«Так как налоги очень высокие здесь во Франции, человек, который работает, примерно половину своей зарплаты отдает на помощь бедным районам и людям, которые не работают. Все больше и больше людей, даже сами французы это понимают - зачем я работаю за 1800 целый день и потом получаю 800 евро чистой зарплаты, когда я могу не работать и получать тысячу евро чистыми».
Аслан приехал в Париж 8 лет назад из Чечни. Как и многие мусульмане, он осуждает теракты, но говорит, что отношения к нему и другим приезжим со стороны парижан не поменялось. Полная свобода.
«Здесь вообще очень свободно на счет веры. Например, я на работе в любой организации, любой выставке, в любой серьезном месте, я могу в любом месте встать и молиться, мне даже дают специально пост, чтобы я молился».
Каждый год в это время на площади перед Нотр-Дам де Пари красовалась главная рождественская ёлка. Сейчас на этом месте - отряд военных, они охраняют все значимые объекты города. Из-за произошедшего владельцы магазинов и ресторанов не стали украшать свои витрины к Рождеству. Что бы не говорили жители Парижа, этот город еще долго не будет прежним.
Мария Зайцева, Олег Нефёдов, Франция, Париж, РБК.








