Выпуск за 25 ноября, 2015
Крушение Су-24 в Сирии
Воевать с Турцией Россия не собирается. Но будет серьёзно переоценивать соглашения с ней и переосмысливать двусторонние отношения. Так оценил сложившуюся ситуацию между Москвой и Анкарой Сергей Лавров.
Он сегодня должен был быть в Турции, но отменил свой визит. Вместо этого - дал в Москве пресс-конференцию, на которой заподозрил турецких коллег в спланированной провокации против Российских ВВС.
СЕРГЕЙ ЛАВРОВ
МИНИСТР ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РФ
«По российской инициативе, между наццентром управления обороны РФ и Турции установлена линия экстренной связи, которая не задействовалась ни вчера, ни до этого. И это тоже вызывает большие вопросы. У нас серьёзные сомнения в том, что это был непреднамеренный акт. Это очень похоже на спланированную провокацию»
В Анкаре все подозрения в намеренной атаке именно на российский самолёт отвергают. Турции вообще не знали, чей самолёт сбивают. О том, что он принадлежит российским ВКС, турецкий президент Реджеп Эрдоган узнал из СМИ. Разрыва отношений Анкара не хочет. Но действия своих военных Эрдоган считает правильными.
РЕДЖЕП ТАЙИП ЭРДОГАН
ПРЕЗИДЕНТ ТУРЦИИ
«Мы не можем молчать, когда наша безопасность под угрозой, когда наши границы постоянно нарушают. У нас есть законное право защищаться. Мы хотим избежать эскалации. Мы лишь защищаем свою безопасность и безопасность наших братьев. Что же до самолёта, то некоторые его обломки упали на территории Турции. Ранения получили двое наших граждан»
Второе лицо Турции - премьер Ахмет Давутоглу - назвал Россию соседом, другом и очень важным партнёром. Но сразу же высказал претензии. Близко к турецкой границе - то есть там, где и сбили самолёт - российские ВКС бомбят не ИГИЛ, а турецких союзников. И Анкара не будет это терпеть.
АХМЕТ ДАВУТОГЛУ
ПРЕМЬЕР-МИНИСТР ТУРЦИИ
«К сожалению, российские самолёты принимают участие в налётах на севере Сирии. Там нет ни единого террориста ИГИЛ. И ни одного элемента их инфраструктуры. В словах о том, что они борются здесь в ИГИЛ, нет ни слова правды. Под ударом оказываются ни в чём не повинные туркмены. И мы не можем не обращать на это внимания. Эти налёты должны быть прекращены»
В Москве на это ответили: такого понятия, как «близко к турецкой границе нет». Есть только сирийской воздушное пространство. И именно в нем, уверены в Кремле, находился российский Су-24. Операцию, в регионе, несмотря на призывы Анкары, Москва прекращать не будет, сказал Дмитрий Песков. Ведь именно там российские ВКС пресекают контрабанду нефти боевиками ИГИЛ.
В МИДе ближе к вечеру написали, что Турция, по сути, встала на сторону «Исламского государства». А Владимир Путин обвинил своего турецкого коллегу в исламизации страны.
«Проблема не только в той трагедии, с которой мы столкнулись вчера. В последнее время мы наблюдаем, и не только мы, сегодняшнее руководство Турции в течение большого количества лет проводят целенаправленную внутреннюю политику по поддержке, по исламизации своей страны»
Россия сделала выводы из произошедшего, сказали сегодня в минобороны. Часть этих выводов уже известна. На авиабазу в Латакии перебросят ракетные комплексы С-400, которые способны сбивать самолёты на расстоянии в 400 км. Они, впрочем, по мнению западных журналистов, уже и так давно находятся в Сирии. О других мерах рассказал на специальном брифинге Сергей Шойгу.
СЕРГЕЙ ШОЙГУ
МИНИСТР ОБОРОНЫ
«У нас перебазировался и встал на новое место несения дежурства наш ракетный крейсер "Москва". Он занял место в прибрежной части Латакии и готов уничтожить любую воздушную цель, представляющую потенциальную опасность для нашей авиации. Кроме того, все дальнейшие действия ударной авиации будут осуществляться только при прикрытии самолётами истребителями»
В НАТО ещё накануне признали право Турции на защиту своих границ. А сегодня в Европе на разных уровнях раздаются призывы к сторонам сесть за стол переговоров. В норвежском МИДе призвали Москву и Анкару наладить прямой диалог.
Ангела Меркель в разговоре с турецким премьером призвала сделать всё, чтобы не допустить эскалации ситуации.
Роман Чуриков, РБК.