Выпуск за 19 октября, 2015
Рынок труда в кризис
Максим Муравьёв окончил университет 5 лет назад. Получил диплом юриста. Выбирая эту специальность рассчитывал на высокооплачиваемую и престижную работу. Но найти вакансию с достойным окладом в юриспруденции так и не смог. Осваивал другие профессии, сейчас трудится в энергетической компании в должности руководителя проектов, имеющей мало общего с тем, что он изучал в ВУЗе. Говорит, почти все его однокурсники столкнулись с проблемой поиска работы по специальности.
МАКСИМ МУРАВЬЁВ
«Половина на сегодня работают в смежных областях. Знания, конечно, пригодились, потому что в любом случае - работа, понимание как работает государственная машина , как работает юридический механизм каждому человеку полезно. Кто-то открыл свои юрфирмы».
По данным компании HeadHunter, каждый второй не трудоустроенный выпускник получил юридическое или экономическое образование. Эксперты отмечают, последние пять лет рынок труда перенасыщен специалистами в этих областях. Сейчас тенденция такова - в кризис - не хватает рабочих специальностей. В частности строителей, сварщиков, электриков. Число таких вакансий, выросло на 22% по сравнению с прошлым годом.
ГЛЕБ ЛЕБЕДЕВ
ДИРЕКТОР ПО ИССЛЕДОВАНИЯМ HEADHUNTER
«Наиболее востребованы сейчас на рынке специалисты по продажам. Для них публикуется около 40% вакансий. И на самом деле - это наиболее защищённая категория. Эти люди востребованы в любое время. Будь то это благополучное время экономического роста или рецессия, кризис. Доходы этих людей зависят от того, как они продают и, соответственно, работодателю они всегда нужны».
Востребованы и специалисты в сфере IT. Александр Власов три года назад закончил институт. Учился на программиста. Работать начал с третьего курса, до этого проходил стажировки. Сразу после получения диплома - еще до девальвации национальной валюты поступило предложение - с окладом в 55 тысяч рублей. Многие однокурсники Александра после учёбы подались в международные компании. Те, кто остался в России, не бедствуют. По словам Александра, сегодня, уже через полгода после начала работы, во многих компаниях можно зарабатывать до 100 тысяч рублей.
АЛЕКСАНДР ВЛАСОВ
ВЕДУЩИЙ ИНЖЕНЕР TREATFACE
«Программист может рассчитывать на достаточно большие деньги, если он попадёт в сильную команду, изначально «айтишную» компанию, которая занимается интернет проектами. Он может рассчитывать на очень хорошие деньги, например, инженер по внедрению решений, структуры, там поменьше, начинается с 40-50 , вырасти можно очень быстро. Брать на себя проекты и выполнять, и рост себя не заставит ждать».
IT чуть ли не единственная отрасль, где ценятся выпускники институтов. Татьяна Тикова 15 лет работает в сфере недвижимости, говоря о кризисе отмечает: в 2008 году были массовые сокращения персонала на 20-30%, сейчас такого нет. И на рынке труда - дефицит профессионалов.
ТАТЬЯНА ТИКОВА
ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТ ПО СТРАТЕГИИ И УПРАВЛЕНИЮ АКТИВАМИ PSN GROUP
«На рынке труда народу действительно много. Откроешь сайты - много. У меня небольшой департамент - около 18 человек, но когда мне нужно найти нового человека, очень сложно найти профессионала, их не так много. Дефицит профессионалов. Иногда очень долго ищешь человека, который действительно отвечает твоим задачам, у которого глаза горят. Он хочет работать. Так скажем, создать такую «дрим тим» - очень сложно».
В Министерстве труда и социальной защиты назвали самые востребованные профессии ближайшего будущего. Это косметолог, оператор беспилотных летательных аппаратов, оптик-механик, парикмахер, повар-кондитер.
Высокий спрос останется на программистов, графических дизайнеров, технических писателей.
Среди аутсайдеров пока: юристы, экономисты, менеджеры, журналисты. Впрочем, специалисты уверены, что по окончании кризиса именно эти специальности окажутся в лидерах на рынке труда.
В Правительстве ситуацию на рынке труда оценивают как благополучную.
Официальный уровень безработицы составляет 5,4%.
Тем временем, по данным Росстата, средняя заработная плата с начала этого года упала больше, чем на 9% .
Анна Гара, Павел Харламов, Александр Петров и Павел Благонравов. РБК