Выпуск за 2 октября, 2015
А. Улюкаев: Принципиальное решение в области индексации пенсий принято
АЛЕКСЕЙ УЛЮКАЕВ
МИНИСТР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ
- Рост в современных глобальных условиях может быть только инвестиционно-ориентированным. Из трёх основных локомотивов роста - чистый экспорт, потребительский спрос и инвестиции в полной мере соответствуют целям стабильного долгосрочного устойчивого развития и неизменный инвестиционный рост. Он позволяет изменить структуру экономики, освободиться от сырьевой зависимости, создать условия для стабильности и бюджетных доходов, и доходов бюджетных хозяйств и доходных бизнесов. В свою очередь инвестиции состоят из 2 частей этого уравнения. Первая - это ресурс для инвестиций и мы видим, что сейчас он формируется. В этом году у нас примерно на 40% прибыль в экономике выше, чем в прошлом году. Это частично результат девальвации, снижения издержек на рабочую силу. Мы должны поддержать этот тренд и в условиях стабильности валютной, нельзя постоянно проводить инновационные шаги, чтобы снизить издержки. Точки издержек должны снижаться или, по крайней мере, балансироваться разумной политикой оплаты труда, более рациональной политикой индексации тарифов естественных монополий, по принципу инфляция минус меньшая инфляция. Индексации иных бюджетных расходов. Это создаёт ресурсы, но имея ресурс, дальше бизнес стоит перед выбором: инвестировать - не инвестировать. Он видит риски. Вот мы должны помочь ему признать эти риски приемлемыми, разделить их с госструктурами, с банковскими структурами, с различными финансовыми институтами. Для этого есть несколько направлений. Во-первых, наше законодательство по государственно частному партнёрству, по концессии даёт возможность устанавливать гарантии денежного потока. Бизнес будет вкладываться в инфраструктуры, особенно публичные инфраструктуры. Такую, как здравоохранение, ЖКХ, всё связанное с развитием чел капитала, только если будет гарантия денежного потока на 10-15 лет. Вот это законодательные гранты нам сейчас позволяют и мы должны в полной мере этим пользоваться. Второе - это разделение рисков через систему бюджетных гарантий. У нас есть два типа бюджетных гарантий. Одни такие ретроспективные, это гарантии, которые могут получать те предприятия, которые столкнулись с серьёзными проблемами. Как правило, это вопросы, связанные с финансовым оздоровлением и тд. Мы видим, эффективность этого не высока. Она позволяет выживать тем компаниям, у которых высокие издержки и которые только концентрируют ресурсы без должной отдачи, но нужно перейти к перспективным гарантиям. У нас тоже такие в бюджете есть, но только их доля гораздо меньше, чем ретроспектива. Перспективные гарантии - это гарантии по новым проектам, которые позволяют снять избыточный риск, разделить его и помочь принять решение об инвестициях. Такой механизм, как проектное финансирование в этом году у нас отобрано более 30 проектов - это перспективное, современная отрасль. Это не сырье. Это высокая степень переработки, высокая степень добавленной стоимости и примерный объём инвестиций, который через этот механизм намечен к работе это порядка 350 млрд рублей. Всего лишь за счёт объём 60 млрд бюджетных гарантий. Это три процента от всего объёма наших инвестиций, если я говорю инвестиции, включаю, в том числе, инвестиции в непроизводительную сферу. На производительных инвестициях это порядка 5-6%. Новая отрасль - очень важный механизм. Вот это помочь бизнесу принять решение, особенно от политики, от излишних рисков, разделить этот риск с ним. Мне кажется, это важнейшее направление для того, чтобы тот ресурс, который есть, преобразовывался в инвестиционную активность, в рост производительности. Мы принимали решение о том, что на три года мы не изменяем налоговые условия. Не надо увеличивать налоговую нагрузку, квазиналоговую нагрузку, тем более в ситуации, когда краткосрочные бюджетные выгоды, оборачиваются бюджетными потерями в более долгосрочной перспективе. Например, если взять нашу нефтяную отрасль. Основной производитель и экспортных доходов и доходов бюджета. Мы видим, что есть серьёзная возможность наращивать добычу на тех месторождениях, которые самые бюджетно эффективные. Самые бюджетно эффективные - это зрелые месторождения, которые расположены в Западной Сибири и Поволжье. Они дают максимальную отдачу, с одной стороны, с другой стороны, они дают большой заказ производителям оборудования. В отличие, например от месторождений трудноизвлекаемой нефти или от шельфовых месторождений где очень высока составляющая импортная, технологий, комплектующих, оборудование. Вот на зрелых месторождениях 100% заказы от российских предприятий. Соответственно, это мощный такой механизм, с одной стороны, сохранения ресурсов для инвестиций, а с другой стороны - заказа для компаний. И, конечно же, малый и средний бизнес. Вот мы сейчас приняли законодательное решение о том, что до 18% заказов госкомпаний, госкорпораций должны направляться на услуги и товары, которые поставляет малый бизнес. Это ведь гораздо эффективнее, чем кредитование с высокими процентными ставками для малого и среднего бизнеса почти запрещено сейчас практически. А вот этот заказ гарантирует заказ на годы, который позволяет создавать новые рабочие места, позволяет развиваться - эти компоненты чрезвычайно важны.
Я думаю, что окончательное решение будет принято 7 числа на заседании бюджетной комиссии, но я думаю, мы близки к принятию такого решения. Принципиальное решение принято в области индексации пенсий. Пересмотр оценки кризиса? Ну это игра словами, я могу сказать следующее, что начиная с июля мы вышли на то, что называется флэк - полочка, то есть ВВП в месяц к месяцу очищенность износа нулевой или близкий к нулю роста. Это можно при желании трактовать как угодно. Формально это означает конец рецессии, и мы вправе об этом сказать. Но с другой стороны, это не означает какого-то принципиального изменения экономической ситуации, можно на этой полочке прибывать довольно долго. Вот для того, чтобы с неё подниматься в область позитивного роста, достигнуть инвестиционной силы, как я говорю, это должно быть реализовано.