Выпуск за 1 октября, 2015
Последствия участия России в военной операции против ИГ в Сирии
Москва ответила на сомнения Вашингтона по поводу цели авиаударов в Сирии. В США полагают, что российские ВВС стреляли не по позициям боевиков, и заявляют: есть доказательства. Москва попросила их предъявить, сказал министр иностранных дел Лавров по итогам переговоров с американским госсекретарём Керри. Глава МИД подчеркнул: целью точечных ударов были исключительно позиции террористических отрядов.
СЕРГЕЙ ЛАВРОВ
МИНИСТР ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РФ
«Наши ВВС работают в Сирии в контакте с сирийской армии исключительно по целям, которые связаны с ИГИЛ. Я обратил внимание государственного секретаря, в ответ на некоторую его озабоченность, что слухи, что эти удары наносятся не по позициям ИГИЛ, ни на чём не основаны. Наше Министерство обороны подробно объясняет на своём сайте, по каким целям эти удары наносились».
В среду Москва нанесла воздушные удары по позициям запрещенной в России организации «Исламское государство». Использовать войска за рубежом президенту Путину разрешил Совет Федерации - решение приняли единогласно, после того как сирийский лидер Асад обратился к Москве с просьбой о военной помощи. Минобороны России распространило видеокадры с ударами - самолёты, по данным ведомства, совершили 20 вылетов и поразили склады боеприпасов и скопления военной техники террористов. Конкретные районы, в которых располагались поражённые цели, в сообщении не указали. Однако в ведомстве подчеркнули: гражданских объектов в зоне обстрелов нет.
В западной прессе - напротив - появились сообщения о том, что под удары российских ВВС попал сирийский город Хомс, где баз «Исламского государства» нет. Впрочем, там боевики совершали нападения. Жертвами вчерашних бомбардировок якобы стали порядка 30 мирных жителей. Об этом заявил и глава сирийской оппозиционной коалиции. В кулуарах генассамблеи ООН он предположил, что цель России - не борьба с террористами, а поддержка Асада и противодействие повстанцам. Отмечу, что Сирия сейчас контролируется тремя основными силами - правительственной армией, оппозиционерами и боевиками «Исламского государства». Ряд официальных западных лиц также усомнились в том, что Россия стреляла по экстремистам, в частности в этом ключе высказались французский министр обороны и глава Пентагона. Последний поручил американским военным чиновникам как можно скорее обсудить с российскими коллегами этот вопрос. Встреча может состояться сегодня, - рассказал накануне госсекретарь Керри.
В Москве заверяют: поддержку Сирии будут оказывать только с воздуха, ни о каких сухопутных войсках речь не идёт. Источник РБК, близкий к Кремлю, рассказал: Россия планировала операцию ещё в августе. Эксперты полагают, что продлится она много месяцев, и география её будет расширяться.
В Москве особо подчёркивают: Россия - единственная страна, которая воюет с террористами «Исламского государства» легитимно и наносит авиаудары с разрешения сирийского президента Асада. Страны коалиции, которые уже год пытаются противостоять исламистам, такой санкции от Дамаска не получали - большинство из них Асада законным правителем не считают.
О создании коалиции и бомбёжках в прошлом сентябре объявил президент США Обама - его план поддержали в палате представителей американского Конгресса. Согласия Сирии не спрашивали - Дамаск только предупредили об авиаударах и потребовали не препятствовать им. Асад на инициативу США тогда отреагировал скептически, заявив: не могут с боевиками сражаться страны, которые фактически своими руками помогли создать эти террористические группировки. К коалиции сначала присоединились 40 государств, позже Госдепартамент сообщал, что их больше 60-ти. Её костяк - это США, Канада, Франция, Германия, Великобритания и арабские страны - например, позиции экстремистов на территории Сирии активно бомбят Бахрейн, Объединённые Арабские эмираты и Саудовская Аравия. Часть коалиции наносит авиаудары и оказывает военно-техническую помощь повстанцам с одобрения своих правительств, часть борется с «Исламским государством» только на территории Ирака - с разрешения Багдада. Россия и ряд латиноамериканских стран, например, Эквадор и Венесуэла, всё это время выступали против действий коалиции в обход Асада и призывали к диалогу с Дамаском.