Выпуск за 28 сентября, 2015
Импортозамещение в IT-отрасли
Поменяли Тайвань на Москву. В мае этого года в столицу переехал цех по сборке авторегистраторов. Технический директор компании Владислав Мехенцев, который прожил в Азии семь лет, объясняет: после девальвации рубля размещаться там стало не выгодно. Стоимость аренды взлетела, а за те же зарплаты в России оказались готовы работать квалифицированные специалисты. Так, в компании решено было провести импортозамещение персонала.
ВЛАДИСЛАВ МЕХАНЦЕВ
ТЕХНИЧЕСКИЙ ДИРЕКТОР НПО "КБ ДАТАКАМ"
«Как только зарплата в долларах наших сотрудников сравнялась с сотрудниками Тайваня, вопреки многим мифам работники не такие дешевые как принято считать. Все думают, что они зарабатывают 200 долларов, 100, 300 - у нас глупый мальчик-сборщик без образования, без навыков, он у нас в Китае,Тайване имел зарплату порядка 700 долларов».
Свой бизнес Владислав начинал с перепродажи китайских устройств, просто размещал на них наклейки с названием российского бренда. Но не довольный их качеством решил наладить полный цикл - разработку и сборку собственных. В целях оптимизации затрат сначала обосновались на Тайване. Там и сейчас осталась часть производства - сборка регистраторов для европейских стран. Кроме того, от азиатских комплектующих и схем до сих пор зависит и российских цех.
ВЛАДИСЛАВ МЕХАНЦЕВ
ТЕХНИЧЕСКИЙ ДИРЕКТОР НПО "КБ ДАТАКАМ"
«На сегодня в нашем конечном продукте состав следующий: 30% - это инженерная разработка и ПО, 20% - это работа наших сборщиков от и до: от первого до последнего винтика, и оставшиеся 50% - это простые элементы вроде пластика и аккумуляторов. Это Китай - порядка 20% стоимости ,и 30% стоимости у нас остается на сложные элементы: это многослойные платы, которые мы не можем у нас напечатать, и высококачественные высококонтрастные дисплеи, которые мы закупаем в Тайване».
Пластик и провода Мехенцев также намерен делать в Самаре и Химках. Итого: азиатской составляющей в стоимости продукта скоро останется 30%. Это сложные комплектующие. Для производства двенадцатислойных плат и качественной оптики под заказ в России пока не хватает современных линий, утверждает Мехенцев. И процесс производства местных комплектующих может еще затормозиться - с 1 сентября в России обнулили пошлины на ввоз импортных радиоэлектронных компонентов. Сборочные производства, впрочем, этому рады.
СЕРГЕЙ ЗОРИН
ДИРЕКТОР ПО РАЗВИТИЮ БИЗНЕСА JABIL В РОССИИ
«Этого долго ждали, потому что была ситуация когда пошлина на готовую продукцию была ноль, а на компоненты до 15% доходила. То есть фактически действовал запрет на производство электроники в России. С 1 сентября согласно протоколу ВТО начали действовать новые пошлины, и это такой дата-отсчёт производства электроники в России, на самом деле».
Разработка, сборка и тестирование составляют львиную долю себестоимости электроники, объясняет Сергей Зорин, директор по развитию компании, которая специализируется на сборке электроники для бизнеса. По его данным, в прошлом году в России продано техники на $36 млрд, доля отечественной - около $6 млрд, причем половина - это военная электроника. Большие фирмы, конечно, не поменяют дешевую рабочую силу Индии и технические возможности Китая на Россию. Но размещать сборочные производства, ориентированные на внутренний рынок, в России экономический смысл уже есть.
Алёна Евдокимова, Олег Нефёдов, РБК.