Выпуск за 24 сентября, 2015
Импортозамещение в медицине
Виталине 4,5 года. Из них больше трех лет она не может дышать самостоятельно. Жить девочке после автомобильной аварии помогает аппарат искусственной вентиляции легких, сокращенно ИВЛ.
ЕКАТЕРИНА БАЛБАШЕВА
МАМА ВИТАЛИНЫ
«Или американский или, может быть, английский. Как видите, он такой маленький, да. Это мобильный аппарат для того, чтобы можно было с ребенком гулять. Можно было купаться, мы вот вчера нас в первый раз в бассейне купали. Дома мы моемся в ванне. Мы относим ее кладем в ванну и моем ее на таком небольшом шезлонге. В больницах они стоят. То, что мы видели в Солнцево, в Рошале там такие огромные аппараты, конечно с такими аппаратами далеко не уедешь. А российские я вообще не видела».
Вес этого импортного аппарата - 4,5 килограмма. В России такого легкого портативного оборудования пока не производят. Формально отечественной системе здравоохранения это и не нужно. Государство обеспечивает аппаратами ИВЛ только стационары. Там дети с нарушениями функции дыхания могут находиться месяцы, и даже годы. Но очень часто врачи позволяют забрать ребенка из реанимации домой. Тогда государство как бы отходит в сторону. Родители вынуждены за свои деньги либо при помощи благотворительных фондов покупать мобильную систему вентиляции легких. После валютных скачков стоимость комплекта увеличилась до 1,5 млн рублей.
ОЛЬГА ГЕРМАНЕНКО
РУКОВОДИТЕЛЬ АССОЦИАЦИИ ПАЦИЕНТОВ СО СПИНАЛЬНОЙ МЫШЕЧНОЙ АТРОФИЕЙ «СЕМЬИ СМА»
«Так как мы занимаемся спинальной мышечной атрофией, это заболевание прогрессирующее, и самые первые формы достаточно агрессивные, очень многие дети с самыми тяжелыми формами достаточно быстро оказываются в ситуации, когда им необходим аппарат. На данный момент таких детей у нас двое. Один находится в Хабаровске, нами получен официальный отказ местного Минздрава в обеспечении такого ребенка, второй ребенок находится в Волгограде, там пока ответ не пришел».
Если с портативной техникой в России пока проблемы, то выпуск больших аппаратов для больниц давно налажен. На Уральском приборостроительном заводе с 2010 собирают целую линейку аппаратов ИВЛ. Примерно 400 штук в год. Стоимость одного аппарата - около миллиона рублей. На предприятии гордятся тем, что создают технику в 2-3 раза дешевле зарубежных аналогов. В основе - отечественные разработки, в том числе программное обеспечение. Однако без импортных деталей все же не обходится. Их доля составляет 30%. Тачскрин-дисплей из Юго-восточной Азии, датчики потока и измерения уровня кислорода из Европы. Микропроцессор тоже заказывают заграницей.
ЮРИЙ ХРИПУН
ВРАЧ-КОНСУЛЬТАНТ УРАЛЬСКОГО ПРИБОРОСТРОИТЕЛЬНОГО ЗАВОДА
«Есть такие комплектующие, которые, к сожалению, нерентабельно производить на нашем предприятии, и вообще их производство освоено всего лишь только несколькими компаниями в мире. Но они являются общепризнанными, и продукцию этих компаний закупают в том числе и зарубежные производители аппаратов ИВЛ».
Отечественные аппараты ИВЛ поставляются в основном в региональные больницы и страны СНГ. В столичных, как правило, используют импортное оборудование. Чтобы поддержать российского производителя, Минпром выступил с идеей запретить госзакупки зарубежной медтехники. Однако поднявшийся общественный резонанс образумил чиновников продвигать свой запретный "список", куда попали и аппараты ИВЛ.
Алина Гребнёва, Александр Челиков, РБК.