Выпуск за 22 сентября, 2015
Перспективы франчайзинга в России
Сделать селфи или распечатать из аккаунта социальной сети фотографию - услуга, которая доступна практически в любом крупном торговом центре страны. Инстаматы - именно так называют эти аппараты. Полностью российская разработка, включая программное обеспечение. Компания, работает на рынке более года, из них 9 месяцев продаёт франшизы. Более 50 партнёров по всей России и странах СНГ - Казахстане и Киргизии.
Распечатать снимок в среднем стоит 50 рублей. Доход франчайзи оценивают примерно в 90 тысяч рублей в месяц. Из них по условиям договора придётся роялти в размере пяти тысяч рублей.
ЕЛИЗАВЕТА КОЗЛОВА
ДИРЕКТОР ПО РАЗВИТИЮ INSTAMAT
«Франшизу мы продаём, как на эти терминалы, так и у нас есть обновлённая версия - она немножко поменьше, но она такая же, только модерновая больше. Полностью под ключ цена именно этого аппарата - 498 тысяч, маленького - 400 тысяч. Это включает в себя всё и паушальный взнос, право пользования нашим товарным знаком, программным обеспечением, сам аппарат полностью готовый к работе, поддержку нашими инженерами 24 на 7 - 365 дней в году».
Сеть ресторанов быстрого питания Subway уже 50 лет работает по принципу франчайзинга. В России - 20 лет. За это время продано более 1000 франшиз. Из-за девальвации рубля руководство скорректировало прайс для франчайзи. В прошлом году открытие ресторана стоило $12 000, сейчас - $7,5 000.
ГЕННАДИЙ КОЧЕТКОВ
ПРЕЗИДЕНТ SUBWAY RUSSIA DEVELOPMENT COMPANY
«Мы работаем почти по всей территории России. Мы можем дотянуться везде, где есть соответствующая инфраструктура. Мы очень долго не заходили в Якутск, хотя предложений из Якутска было очень много. Мы не понимали каким образом можно снабжать Якустк. Этот вопрос был решён, в итоге в Якутске открылась точка, но цены в этой точке, конечно, совершенно другие. Я не хочу сказать, что они расплачиваются алмазами или мешочками с золотом, но цены там другие».
Американский дайнер пятидесятых годов, абсолютно российский проект, только дизайн позаимствован в США. Пять лет на рынке, 10 ресторанов пока в Москве и московской области. С целью расширения в этом году начали продавать франшизы.
МАКСИМ АЛЕКСАШИН
ДИРЕКТОР ПО ФРАНЧАЙЗИНГУ BEVERLY HILLS DINER
«Мы предоставляем полную поддержку тем, кто приобретает франшизу - паушальный взнос порядка 50 тысяч долларов. Общая сумма вложений в ресторан около 19 миллионов рублей. У нас есть определённые требования к помещению - 275 квадратных метров. Мы просим, чтобы была общая площадь изначально, чтобы нам предоставлять именно тот продукт, который мы даём».
Эксперты говорят, в кризис наиболее успешны франшизы кофеен и фаст фуда. Проседает непродовольственный ритейл по продаже одежды и обуви. В целом, такая модель ведения бизнеса как франчайзинг менее рискованная, в отличие от самостоятельных предпринимателей.
МЕРАБ БЕН-ЭЛ
ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ АССОЦИАЦИИ ФРАНЧАЙЗИНГА
«Здесь готовое направление, где больше шансов, что это направление не будет банкротиться. Потому что из 10 открывшихся компаний у нас по статистике из франчайзинга 1-2 закрывается. То есть 80-90% рабочие модели. В отличие от начинающих кто сам начинает создавать, там 70- 80 закрывается».
В России сейчас насчитывают около 40 тысяч точек франчайзинга, к 2025 году планируют увеличить количество до четырёхсот. По расчётам экспертов, появится около пяти миллионов рабочих мест. Порядка 5% ВВП будут обеспечивать компании, которые откроются по франшизе.
Анна Гара, Иван Рогачёв и Игорь Дорошенко, РБК.