Выпуск за 18 сентября, 2015
Банковскую информацию переводят в «цифру»
Дигитализация. Слово, которое в ближайшее время будут знать все. Центробанк делает ставку на безбумажное взаимодействие между различными субъектами. Когда клиент банка получает справку о балансе счета по электронной почте - дигитализация. Пополнение баланса телефона через приложение - дигитализация. Электронный отчет в надзорное ведомство - тоже она. Помимо борьбы с бюрократией, электронный документооборот - значительное сокращение внутренних затрат компании на бумагу, почтовые расходы, хранение архива и другие издержки, экономия времени, наконец. Эксперты значимость безбумажного взаимодействия ставят еще выше - это конкурентное преимущество.
СЕРГЕЙ НЕКЛЮДОВ
РУКОВОДИТЕЛЬ ПРАКТИКИ ПО ОКАЗАНИЮ УСЛУГ ФИНАНСОВЫМ ИНСТИТУТАМ «ДЕЛОЙТ» В СНГ
«На мой взгляд, это не вопрос, оптимизации расходов и получения дополнительной прибыли для бизнеса. На мой взгляд, это реально вопрос выживания. Издержки компании вынуждены снижать, из-за очень мощного давления со стороны рынка. Потребители и рынок выставляют такие требования, которые фактически заставляют пересматривать бизнес-модели. Многих игроков как в финансовом рынке, так и в других отраслях».
При всей кажущейся простоте такого взаимодействия, новшество несет и новые риски. Точнее риск. Вопрос безопасности специалисты называют наиглавнейшим. Тогда и какая-либо экономия ставится под сомнение. На защиту данных, порой компании вынуждены тратить гораздо большие суммы, чем на те же бумагу да почту. В правительстве успокаивают - финансовые институты России с обеспечением безопасности справляются. Да и вопрос доверия, после вступления в силу закона о персональных данных, стоять не должен. Вся информация хранится внутри страны. Но нужно понимать, что стопроцентной гарантии сохранности данных пока нет. А нарушителям закона - помнить о юридической ответственности за нарушение нового закона, говорят в министерстве.
НИКОЛАЙ НИКИФОРОВ
МИНИСТР СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РФ
«Всем пользователям интернета нужно понимать, что есть риск заражения тех или иных устройств так называемыми вирусами, нужно понимать, что передача данных через интернет в открытом виде не может гарантировать конфиденциальность. Нужно понимать, что ответственность за разглашение персональных данных приводит к определенной юридической ответственности. Вот это базовые вопросы».
Мегарегулятор в данном случае, по заверениям Эльвиры Набиуллиной, не ведущий, а ведомый. Бизнес диктует условия развития отрасли, а Центробанк будет подстраиваться сам, и подстраивать правила игры под предпринимательские требования. Такой посыл ставит Банк России на одну из последних позиций в рейтинге центробанков-регуляторов процесса дигитализации.
ЭЛЬВИРА НАБИУЛЛИНА
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ БАНКА РОССИИ
«Ведущую роль мы должны играть для того, чтобы снимать барьеры для развития этих рынков. у нас очень много барьеров для развития цифровых технологий. Вообще финансовый сектор - пионер по тому, чтобы внедрять разного рода инновации. Обычно многие инновации идут через финансовый сектор. Но вот в вопросе цифровых технологий действительно очень много барьеров, и юридических, и технологических».
От слов к делу решил перейти Центробанк и на своем примере показать удобство цифровых технологий. Ведомство, которое не оказывает услуг физическим лицам, запускает аналог сайта госуслуг, для взаимодействия, в том числе и с обычными гражданами.
СЕРГЕЙ ШВЕЦОВ
ПЕРВЫЙ ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ БАНКА РОССИИ
«Мы сегодня открыли портал для ответа на обращения, для работы с населением, жалобами. Любой гражданин России через сайт Банка России, может подать соответствующую жалобу и получит ответ, в том числе в электронном виде. Мы начали принимать отчетность со всех подотчетных исключительно в безбумажный форме. То есть мы соответствуем этому тренду и стремимся исключить бумагу, исключить физический контакт с нашими поднадзорными при обмене информацией».
Впрочем, чиновники заверяют, что полного замещения бумажных носителей цифровыми в ближайшем будущем пока не предвидится. Интернет и финансовая грамотность части россиян все еще оставляет желать лучшего. Особенно, учитывая охват интернетом территории России. Сегодня доступ к всемирной паутине имеют 75% граждан страны.
Павел Федоров, Владимир Юрьев, Игорь Сысков, РБК, Казань.