Выпуск за 10 сентября, 2015
Правительство зафиксировало первые признаки бюджетного кризиса
Доля нефтегазовых доходов в бюджете сократилась впервые с 2010 года и сразу до 45%. При этом доходы несырьевого сектора остались практически неизменными. Уже в первой половине года дефицит бюджета составил 2,3% ВВП, сообщил Дмитрий Медведев на совещании накануне. Страна переходит на однолетний бюджет, бюджетное правило о перечислении сверхдоходов от нефти в резервы приостанавливается до 2016-го, резервы призвано не разбазаривать. Неналоговые доходы сократились почти на треть, это тоже последствие падения цен на сырье.
Растут и долги по неналоговым платежам. Больше всего задолжали Москва - на столицу приходится 28% общей суммы, - и Подмосковье. Впервые за 8 лет ведомства показали высокую динамику расходов - за счет авансов по госконтрактам. Однако дебиторская задолженность выросла на 40% по сравнению с началом года. Больше всего долгов, по словам министра финансов Силуанова у Минобороны, Роскосмоса и Росатома.
Глава Минфина прогнозирует, что дефицит бюджета не превысит 3%ВВП. Увеличить доходы казны через повышение налогов не получится, бизнес отреагирует уходом в тень, заявил РБК доцент РЭУ Плеханова Владимир Колмаков.
ВЛАДИМИР КОЛМАКОВ
ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА РЭУ ИМЕНИ Г.В.ПЛЕХАНОВА
«Надо признать, что в сравнительном плане у нас не самая жесткая налоговая система, даже если сравнивать с Европой. Наш режим многим понятен, и тот период стабильности позволил бизнесу сформировать адекватные финансовые модели, оптимизировать налоги и в этом контексте никто сегодня не заинтересован, чтобы что-то менялось. Если мы идем по пути ужесточения налогового законодательства, бизнес нам однозначно просемафорит уходом в тень. Сначала работники, а потом все остальное по цепочке».