Выпуск за 7 сентября, 2015
В России бум развития франчайзинга
Открыть свое дело Ольга решила после развода с мужем, говорит, хотела не столько заработать, сколько отвлечься. Изучив рынок, быстро поняла, чего не хватает в родном городе - детских садиков. Так появилась идея создать центр детского развития, где с ребенком не только играют, но и готовят к школе.
ОЛЬГА КЛИМОВА
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ЦЕНТРА РАННЕГО РАЗВИТИЯ «КРОШКА РУ»
«Я никогда не была бизнесменом, я психолог по образованию, для меня вообще было трудно понять, с чего начинать. А здесь мне кто-то подсказал, что есть такая тема, как франшиза, и в принципе это не сложно, не нужно думать, что ты будешь делать».
Бизнес по франшизе - это возможность тиражировать опыт успешной компании. Покупая франшизу, бизнесмен получает известный бренд, налаженную цепочку поставщиков и партнеров, информационное сопровождение. Взамен платит франчайзеру премию и обязуется вести бизнес так, как требуется в компании.
МАРИЯ ЗАЙЦЕВА
СПЕЦИАЛЬНЫЙ КОРРЕСПОНДЕНТ
«Франчайзинг часто называют бизнесом с женским лицом. Считается, что такой вид предпринимательства больше всего подходит бизнесвумен. Женщины прекрасные организаторы, они умеют и любят работать в команде. И что немаловажно, они способны четко следовать инструкциям. Для создания типового бизнес-проекта это чуть ли не главное условие».
Наибольшей популярностью пользуются низкостоимостные франшизы. Например, открыть точку по продаже кофе на вынос можно за 160 тысяч рублей, срок окупаемости от двух месяцев. Но растиражированный проект подходит не всем. Открывая свою кофейню, Игорь с партнёрами и не думали о покупке франшизы. Они делали ставку на дорогое оборудование, первоклассный кофе и сервис - все это стоит дорого, но это того стоит.
ИГОРЬ ЯКУШЕВ
ДИРЕКТОР ПО РАЗВИТИЮ ROYAL COFFEЕ
«К сожалению, на сегодняшний день на рынке продажи франшиз именно такого формата есть совсем небольшие цены, но там нет никакой поддержки, никакого обучения. Там есть просто красивая обертка, которую люди хотят приобрести. Они думают, что это все хорошо, они это берут, а потом им говорят: ну, инвестиции невелики, финансовые потери не велики, ну не получилось и ладно, вы сами не умеете работать».
Для крупных компаний франчайзинг - способ расшириться в кризис.
О скором открытии десятка ресторанов в Сибири с помощью местных франчайзи объявил «Макдональдс». В этом случае, правда, продажа франшиз помогла компании решить еще одну задачу. «Макдональдс», недавно испытывавший серьезное давление госорганов, как утверждают эксперты, из-за своего, американского происхождения, теперь, вероятно, сможет чувствовать себя на российском рынке более уверенно.
Даже в кризис бизнес по франшизе более живучий. Из 100 открывшихся компаний через год на плаву остаются 85.
НИНА СЁМИНА
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР КОМПАНИИ «ФРАНКОН»
«Увеличилась доля франшиз в сфере услуг. Сфера услуг бизнесу очень хорошо развивалась и развивается - это аутсорсинг персонала, обслуживание оргтехники, проведение инвентаризаций. Успешно развиваются сети продуктовых магазинов, магазинов фиксированных цен, в сфере общественного питания востребованными остаются франшизы фаст-фуда и так называемые форматы кофе с собой, суши с собой».
Главный признак успешной франшизы - это повторные покупки, когда франчайзи не просто выходят на прибыль, но и стремятся открывать все новые и новые точки. После 4 лет работы, Ольга присматривается к строящемуся на окраине города микрорайону - хочет открыть там второй детский центр. А, решивший пойти своим путём, Игорь теперь сам продает франшизы на использование собственного бренда. Говорит, в кризис кофе пить меньше не стали.
Мария Зайцева, Денис Дубовиков, Наиль Зарипов, РБК.