Выпуск за 7 сентября, 2015
Культурное взаимодействие и аресты предметов искусства
КОНСТАНТИН БАБУЛИН
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ПОРТАЛА ARTINVESTMENT.RU
«Вопрос этот идёт в развитие, вот тех осложнений наших отношений, теперешних ЮКОСовских и поэтому придётся нам свыкнуться с мыслью, что культурные обмены в виде выставок и так далее будут сводиться практически к нулю. Когда это развернётся, Бог весть».
Времени для урегулирования не так много - выставку собирались открыть 12-го сентября. Но на сайте шведского музея висит сообщение о том, что все отменяется. Его опубликовали после того, как в конце прошлой недели Минкульт запретил Русскому музею вывозить картины. Там заявили, что принимающая сторона не предоставила гарантий сохранности и возврата полотен. Выставку готовили несколько месяцев, шведский музей потратил на неё 2 млн крон. Планировалось, что из России привезут два десятка картин Шагала и ещё 30 полотен его современников. Какие точно полотна, не сообщается, но вероятно в списке должны были быть 4 самых известных в коллекции Русского музея картины Шагала - Прогулка, Красный еврей, Отец и бабушка, а также Лавка в Витебске. Работы Шагала популярны в мире, например в 2007 его произведение «Большой цирк» продали за 12 млн долларов.
Решение запретить выставку Минкульт принял еще и после того, как шведский суд отказался пересматривать дело о продаже здания российского торгового представительства в Стокгольме. Его арестовали и продали по иску немецкого бизнесмена, который якобы понес потери в России. С теми же картинами - прецедент уже был - в 2005 арестовывали коллекцию Пушкинского музея по иску швейцарской фирмы «Нога». Тогда же пытались арестовать российскую технику на авиасалоне в ЛеБурже. Сейчас сумма претензий намного больше - и получается, под угрозой российское имущество во всем мире. Так ли это узнаем у специалиста, в нашей студии юрист Владимир Старинский.