Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Военная операция на Украине. Главное Политика, 18:53
Главный тренер «Торпедо» назвал реальным переход Дзюбы Спорт, 18:52
Time включил в рейтинг самых влиятельных людей мира Путина и Зеленского Политика, 18:41
РФС назначил судью на финал Кубка России между «Спартаком» и «Динамо» Спорт, 18:35
В МГУ объяснили перенос лекций про Сахарова напряженным учебным графиком Общество, 18:35
Угроза жизни за 500 руб.: как эффективно бороться с нарушениями ПДД Партнерский проект, 18:26
В России смягчили требование об обязательной продаже валютной выручки Экономика, 18:25
Le Parisien узнала о решении ПСЖ продать Неймара ради игрока «Барселоны» Спорт, 18:18
Лукашенко заявил о шагах Запада для «расчленения» Украины Политика, 18:06
Н — номофобия: без смартфона как без рук Экономика образования, 18:00
Первый теннисист отказался ехать на Уимблдон без рейтинговых очков Спорт, 17:56
Суд разрешил арестовать Януковича за соглашение по флоту России в Крыму Политика, 17:54
Вышел трейлер «Миссия невыполнима 7» с Томом Крузом и Ребеккой Фергюсон Стиль, 17:50
Зачем вещам «особый» интернет РБК и МегаФон, 17:38

Выпуск за 28 августа, 2015

МАКС-2015
Одно из главных событий недели - авиасалон Макс-2015, первый после введения санкций. И проходит мероприятие под лозунгом «импортозамещение». Главными экспонатами на выставке стали отечественные образцы военной авиации, в первую очередь вертолеты, отечественный «Суперджет» и полностью собранный из отечественных деталей двигатель для будущего лайнера МС-21. Сергей Дик изучил техническую документацию и выяснил, на какие экспонаты можно ставить печать «сделано в России».

«Высокие летные и технические характеристики позволяют «Суперджету» выполнять короткий взлет, как и было только что продемонстрировано».

Главное достижение российского авиапрома последних лет – «Сухой суперджет 100». Производят в Комсомольске-на Амуре. Красят в Ульяновске. Испытывают и доводят в Жуковском. «Суперджет» - это демонстрация программы импортозамещения. Вся интеллектуальная часть - коды для авионики, системы управления самолетом, а еще геометрия корпуса - уже отечественные. Но есть и иностранные детали.

АЛЕКСАНДР ДОЛОТОВСКИЙ
ЗАМЕСТИТЕЛЬ ГЛАВНОГО КОНСТРУКТОРА ПО АЭРОДИНАМИКЕ
ЗАО "ГРАЖДАНСКИЕ САМОЛЕТЫ СУХОГО
"

«Стекло — это компания «Сулиго бейн», это Франция, это один из двух лидеров в мире производства авиационного стекла, даже в стеклопакетах вы часто видите знаменитую надпись «Сулигобейн». Система управления самолетом поставляется компанией «Либбхер», это один из лидеров в поставке систем управления и комплектующих для них. Система кондиционирования — это компания «Либбхер тулуз», это крупнейший в мире поставщик систем кондиционирования и даже вообще установок по охлаждению».

«Суперджет» часто критиковали именно за это - вроде российский самолет, а двигатель, авионика, кислородная система и интерьер делают иностранцы. Злые языки утверждали, что самолет больше чем наполовину собирается из зарубежных узлов и агрегатов. И вот весной в Министерстве промышленности и торговли приняли программу импортозамещения. В соответствии с ней замене подлежат 22 компонента «Суперджета». Так, например, уже через год-полтора вместо итальянских кресел в лайнере собираются ставить российские.
 
ЮРИЙ СЛЮСАРЬ
ПРЕЗИДЕНТ ОБЪЕДИНЁННОЙ АВИАСТРОИТЕЛЬНОЙ КОРПОРАЦИИ


«То, что касается гражданской авиации, то, в первую очередь, импортозамещение носит здесь экономический смысл. С ростом курса, конечно, наши отечественные производители и материалов, и интерьеров и отдельных систем получили новый шанс. Мы сейчас смотрим, что мы можем в этой ситуации сделать с точки зрения изменения схемы кооперации таким образом. Чтобы как можно больше отечественных производителей оказалось на борту наших гражданских самолетов».

Своя программа импортозамещения и у военного ведомства. Курс на поддержку отечественного производителя вице-премьер Дмитрий Рогозин объявил около года назад. В компании "Вертолеты России" отчитываются - она идет полным ходом. Правда, признают: еще предстоит развивать производство двигателей, а это займет время. Двигатели для многих моделей раньше производили на Украине.

РОМАН ЧЕРНЫШОВ
ЗАМЕСТИТЕЛЬ ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА АО "ВЕРТОЛЁТЫ РОССИИ"


«У нас в общей сложности 73 позиции подлежали работе по модернизации по импортозамещению. Как минимум половина из них на сегодняшний день реализуема. По остальным позициям работа идет в соответствии с графиками, и я думаю, что в этом году значительную часть своей работы мы завершим, ну а следующее — останутся отельные элементы».

Но российским двигателестроителям уже есть, чем похвастаться. ПД-14 - один из главных экспонатов Московского авиасалона. Именно такими собираются оснащать будущий российский лайнер МС-21,  хотя сначала планировали ставить двигатели американо-канадского производства. Но после введения санкций передумали. Отечественный двигатель ПД-14 стопроцентно российский,  отчитываются разработчики.

ВАЛЕРИЙ ГЕЙКИН
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ КОНСТРУКТОР ОБЪЕДИНЁННОЙ ДВИГАТЕЛЕСТРОИТЕЛЬНОЙ КОРПОРАЦИИ


«Это пустотелая титановая лопатка. Сложный профиль — широкохордная лопатка. - Лопатки российские? - Лопатки сделаны у нас, в России, конечно, на Уфимском мотостроительном объединении. - Что еще? Корпус? - Корпус, металлокерамика, композиционные материалы на металлической матрице сделаны в Российской Федерации, нашими предприятиями, это ИВАСО, это и «Машиностроитель» пермский, ну, короче, это все российские предприятия».

В желтой ливрее немецкой почтовой компании - ТУ-204 - по словам инженеров почти на 100 процентов собранный из отечественных узлов и агрегатов. Серийно, правда, не выпускается. В компании «Туполев»  уверены, будущее у этой российской разработки есть. На днях открыли центр подготовки пилотов для пассажирского ТУ-204МС. Летный тренажер обошелся в 300 миллионов рублей.

СЕРГЕЙ ДИК
СПЕЦИАЛЬНЫЙ КОРРЕСПОНДЕНТ


«Комплексный тренажер для подготовки летного состава для самолета ТУ-204. В компании «Туполев» утверждают, что этот самолет на 99% состоит из отечественных комплектующих — практически идеальный пример импортозамещения. Будущим пилотам нужно будет 24 часа отлетать на таком вот тренажере, отработать сложные и аварийные ситуации. После этого можно и в кабину реального самолета. Правда, сначала в кресло второго пилота».

ТУ-204  не до конца российский. Проектировался он в конце 80-ых, то есть, еще в стране под названием СССР. При проектировании «Суперджета», лайнера МС-21 и даже двигателя ПД-14 использовали 3D программы. Разработанные Siemens, рассказывают в компании. Некоторые российские военные вертолеты и самолеты моделируют на этом же софте.

ВИКТОР БЕСПАЛОВ
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖЕР SIEMENS PLM SOFTWARE В РОССИИ И СТРАНАХ СНГ


«Мы конкурируем как с международными игроками, так и с российскими разработчиками. Но, к сожалению, на сегодняшний день российские разработчики аналогичного ПО — они в состоянии предложить в каких-то областях хорошую функциональность, но недостаточную на сегодняшний момент для разработки и производства высокотехнологичной продукции, каковой является авиационная техника. Смогут ли они это сделать в ближайшее десятилетие — ну, посмотрим».

В программе импортозамещения, которую утвердили в Минпромторге, всего 406 позиций. Из них около половины касаются ТУ-214. В этом российском самолете, который произвели для государственных нужд, больше всего иностранных компонентов. Менять всё иностранное на всё отечественное никто не собирается, заверяют в министерстве. Так, в «Суперджете» российскую составляющую собираются довести до 80-ти процентов.

АЛЕКСАНДР ДОЛОТОВСКИЙ
ЗАМЕСТИТЕЛЬ ГЛАВНОГО КОНСТРУКТОРА ПО АЭРОДИНАМИКЕ
ЗАО "ГРАЖДАНСКИЕ САМОЛЕТЫ СУХОГО"


«Поверьте, сделать хороший компьютер сложно. Сделать хороший самолет тоже сложно. Это равновеликие по сложности задачи. И важный момент: нельзя повторить ту ошибку, которая, на мой взгляд, была совершена в прошлом, когда мы пытались уметь делать абсолютно все. Это крайне дорого. Нужно делать то, что ты умеешь делать лучше других».

Сергей Дик, Игорь Дорошенко, РБК.

Все выпуски программы
Главная Передачи Подписаться Поделиться