Выпуск за 12 августа, 2015
Битва за Севастополь
Участок земли в этих местах стоит $10 тысяч за сотку, готовый дом можно купить за $750 тысяч. Прежний директор музея, пытавшийся остановить стихийную застройку, внезапно лишился своего поста по приказу губернатора. Официальная причина - новый идеологический статус Херсонеса, озвученный еще Путиным. Херсонес, где крестился князь Владимир - сакральное место, разъясняет губернатор Меняйло сотрудникам музея.
СЕРГЕЙ МЕНЯЙЛО
ГУБЕРНАТОР СЕВАСТОПОЛЯ
«Он должен стать местом поклонения, не только просто музеем, но и святым местом для всей России. Поэтому я вам представляю нового директора отца Сергия, и он с этого момента приступает к исполнению своих обязанностей».
Знакомство на задалось: сотрудники музея-заповедника отказались слушать новоиспечённого директора. Но больше всех досталось губернатору.
Древнему Херсонесу не раз приходилось отражать атаки врагов, вот и в этот раз противники ретировались. Когда крики "позор" стихли, херсонесцы объяснили, почему не хотят видеть директором священника.
НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕНКО
ЗАВЕДУЮЩИЙ ФИЛИАЛОМ "КРЕПОСТЬ ЧЕМБАЛО" НАЦИОНАЛЬНОГО ЗАПОВЕДНИКА "ХЕРСОНЕС ТАВРИЧЕСКИЙ"
«Херсонес - это не просто музей-заповедник. Это и научный центр, и популяризационный центр, и так далее. И если мы будем использовать и применять только один вектор - религиозный, то мы будем обкрадывать другую часть населения, которая не состоит в приходах и не ходит в церковь».
Первые серьезные трения между сотрудниками музея и церковью начались в середине лета, когда настоятель расположенного там Владимирского собора - тот самый отец Сергий распорядился вымостить тротуарной плиткой территорию вокруг храма. Плитка легла красиво, похоронив под собой и тысячелетний культурный слой древнего города, и надежды археологов раскопать его.
МИХАИЛ ПИОТРОВСКИЙ
ДИРЕКТОР ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭРМИТАЖА
«За что уволен директор? Только за то, что он сказал, что эту плитку нельзя сейчас выкладывать, для этого нужны соответствующие разрешения, и написал, как он и обязан был сделать, заявление в охрану памятников, властям. То есть выполнял свою прямую функцию. То есть увольнять его было особенно не за что».
Кадровые перестановки в Херсонесе возмутили руководителей крупнейших музеев страны. В культурной столице России Санкт-Петербурге не понаслышке знают, что бывает, когда церковная власть берётся властвовать над культурой.
НИКОЛАЙ БУРОВ
ДИРЕКТОР ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЕЯ-ПАМЯТНИКА "ИСААКИЕВСКИЙ СОБОР"
«Если будет удовлетворена просьба епархии о передаче в ее ведение Спаса на Крови и Исаакиевского собора, надо будет подписать смертный приговор уникальному музею, который не одно десятилетие существует полностью за счет своей работы, не привлекая бюджетных средств и являясь крупным налогоплательщиком».
Карьера новоиспечённого директора в рясе оказалась яркой, но короткой. Уже на следующий день после его назначения в Крым прилетел министр культуры, и благочинный тут же уволился по собственному желанию. Теперь музей возглавляет заместитель прежнего директора, а министр требует провести инвентаризацию всего имущества и земель заповедника.
ВЛАДИМИР МЕДИНСКИЙ
МИНИСТР КУЛЬТУРЫ РФ
«Отсутствие нормальных документов на землю, отсутствие нормальных границ, неразработанность зон охраны ведет к многочисленной незаконной застройке. Мы в России все это проходили с Бородино и с другими музеями-заповедниками».
К востоку от Севастополя земельный вопрос стоит еще острее, здесь не утихают споры вокруг горы Гасфорта.
Арендатор этой земли в далёком 2008 году опрометчиво разрешил мотоклубу "Ночные волки" проводить там свое шоу.
С той поры байкеры считали эту землю своей, а в мае и вовсе официально получили от губернатора 270 гектаров в долгосрочную аренду. Сумму арендной платы многие посчитали смешной – 0,1% стоимости участка, то есть около полутора миллионов рублей.
СЕРГЕЙ МЕНЯЙЛО
ГУБЕРНАТОР СЕВАСТОПОЛЯ
«Интернет пестрит высказываниями о выделении земли на Гасфорте, распоряжение пока еще не подписано, но я уже все выслушал по этому вопросу, вплоть до того, что чуть ли я не предатель родины. Поэтому приходится подписывать. Вот теперь распоряжение подписано».
270 гектаров живописной территории, с собственным озером и в нескольких километрах от моря.
Байкеры обещают построить у Гасфорты военно-патриотический центр. Естественно, с гостиницами, магазинами и прочими туристическими атрибутами. По некоторым оценкам, патриотический туризм в Севастополе может приносить $70-80 млн в год, не удивительно, что развивать эту сферу хотят не только байкеры.
Главный оппонент «волков» - бизнесмен и глава законодательного собрания города Алексей Чалый.
АЛЕКСЕЙ ЧАЛЫЙ
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ СЕВАСТОПОЛЯ
«Кроме декларации, что это будет военно-патриотический центр воспитания молодежи, требуем бумажечку, обосновывающую заключённый договор, совершенно официальный. С одной стороны губернатором Севастополя, а с другой стороны - не понятно кем, потому, что подпись стоит «Хирург». Я не знаю к кому обращаться при случае, это юридический документ».
Многие эксперты говорят, что политическое противостояние героя Русской весны Чалого с одной стороны, и ставленника Кремля Меняйло с другой - не более чем борьба за землю в районе Севастополя, которая с каждым годом прибавляет в цене.
ОЛЬГА ТИМОФЕЕВА
СЕНАТОР ОТ СЕВАСТОПОЛЯ
«Что вызвало наибольшее неприятие у жителей города? Что было дано обещание, что любые подвижки по горе Гасфорта будут только в том случае, когда будет объявлена процедура о выделении этого участка земли».
Ситуация в Севастополе осложняется появлением на арене второго героя - Хирурга Золдостанова. Как говорит политолог Сергей Марков, кусок земли у Гасфорты - не благодарность за «Крымскую весну», а аванс за будущие победы. Байкеры Крыму еще пригодятся, например, чтобы пресечь на корню любые попытки организовать в Крыму майдан.
СЕРГЕЙ МАРКОВ
ЧЛЕН ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ, ДИРЕКТОР ИНСТИТУТА ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
«Байкерам нужна эта земля для того, чтобы проводить свои мероприятия и тем самым закреплять уверенность крымчан в том, что они являются частью России. С точки зрения денег, найдётся десяток других проектов более выгодных для Севастополя, для этой территории, но с точки зрения политики необходимо отдать эту территорию байкерам».
Согласно последней утверждённой версии Федеральной целевой программы по Крыму, в 2015 году из федерального бюджета на полуостров должно уйти 113 млрд рублей. Здесь деньги и на патриотическое движение, и на туризм, и на охрану памятников. На сегодняшний день, по данным Счётной палаты, освоено из этих средств - ноль рублей, то есть ничего. Новая битва за Севастополь - это еще и борьба за то, кто будет распоряжаться этими деньгами. Что в результате получат жители города - вопрос риторический.
Мария Зайцева, РБК.