Выпуск за 11 августа, 2015
Проблемы малой авиации
Пилот Владимир Щебетов показывает - вот эта граница, за которую нам нельзя. Небо над столицей закрыто: частные полеты внутри МКАД запрещены - всем, кроме правительственных бортов. Авиаторы объясняют это соображениями безопасности. Ведь сегодня стать пилотом может каждый - обучение летчиков-любителей очень похоже на обычную подготовку водителей авто, только дороже. Потребуется примерно 1 миллион 200 тысяч рублей, 200 часов теории, 42 практики - и вы за штурвалом. Курсы занимают от трех до шести месяцев. После экзаменов и прохождения медкомиссии, можно катать друзей и родственников, без ограничений. Со свидетельством любителя коммерческие полеты незаконны.
АЛЕКСАНДР КЛИМЧУК
ПРЕЗИДЕНТ ВЕРТОЛЁТНОЙ КОМПАНИИ АЭРОСОЮЗ
«Достаточно вам автошколы, чтобы стать хорошим водителем? И здесь то же самое. Но на мой взгляд, все вопросы безопасности, они находятся не в плоскости законодательства, они находятся вот в этой плоскости. Формирование происходит за счет лётных школ, частных компаний, а на этот рынок сейчас, к сожалению, хлынули всякие непонятные компании, занимающиеся «герболайфом», или продажей дешёвого жилья, которые поточные принципы – «бери больше, кидай дальше», переносят на авиацию. Результаты - мы все видим».
Специалисты говорят: если в собственности вертолет «Робинсон», а такие составляют больше 80% всех частных вертолетов в стране, то проверять его перед полетом в своем гараже можно самостоятельно - совсем как автомобиль. Конечно, раз в два года любители обязаны проходить осмотр, чтобы обновлять и летный сертификат на судно, и свою карточку с медкомиссии. Но это в теории, а на практике.
После авиакатастрофы над Истринским водохранилищем представитель Следственного комитета Владимир Маркин сказал - в воздухе творится вакханалия. Так, столкнувшийся с вертолетом гидроплан Cessna не имел сертификата лётной годности, а управлявший им лётчик - свидетельства пилота гражданской авиации, сообщили в Росавиации. И по действующим нормам за это его могли наказать штрафом всего в пять тысяч рублей. Теперь Росавиация предлагает эту сумму увеличить минимум в шестьсот раз. Некоторые эксперты соглашаются: российское небо - слишком свободно.
ОЛЕГ СМИРНОВ
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИССИИ ПО ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО СОВЕТА РОСТРАНСНАДЗОРА, ЗАСЛУЖЕННЫЙ ПИЛОТ СССР
«Не уведомил командир Cessna о своем вылете - это грубейшее нахальное нарушение, кроме Cessna надо помнить всегда представителям авиации общего назначения, воздух кишит летательными аппаратами другими. Второе обстоятельство, которое тоже нарушено, полет на малых высотах это полет по правилам визуальных полетов, где нет локаторов, земля их не видит - низко, и вся ответственность за обозрев вокруг лежит на командире воздушного судна. Вот почему он не увидел вертолета перед носом своего самолета».
По оценкам экспертов, в малой авиации России ежегодно происходит порядка двухсот катастроф. Но людей в них гибнет значительно меньше, чем на дорогах, приводит статистику президент вертолетной компании Александр Климчук: 10-15 человек в год, Он объясняет: авария в воздухе - это экзотика, оттого к ней столько внимания. И выступает категорично против ужесточения правил. C 2010 года ввели уведомительную систему полетов - частным летчикам разрешили по электронной почте или телефону просто сообщать о своих планах в зональный центр управления воздушным движением - это повысило интерес к частной авиации.
АЛЕКСАНДР КЛИМЧУК
ПРЕЗИДЕНТ ВЕРТОЛЁТНОЙ КОМПАНИИ АЭРОСОЮЗ
«Есть некие зоны вокруг аэропортов, совсем упрощенно если, где летать просто опасно. Поэтому там разрешение нужно получать. За час отправляешь заявочку - тебе ее подтверждают. Летишь в воздухе - ведешь радиообмен с диспетчером, он смотрит, чтобы вы не сошлись в воздухе. А есть зоны - это большая часть России, так называемая зона G, где разрешение не требуется. Ты уведомляешь - и полетел. Можешь в принципе вообще не уведомлять никого...на свой страх и риск. Поэтому вопрос контролируют-не контролируют...это как опять же как с автомобилями - вы представляете, всех контролировать?»
Сейчас владельцы среднего бизнеса, топ-менеджеры покупают вертолеты за 600 тысяч долларов - и на охоту, на рыбалку, рассказывает Климчук. Российский частный авиапарк за последние пять лет вырос в полтора раза - до 2-3 тысяч машин. Но до насыщения рынка - еще далеко, для сравнения: в США 300 тысяч таких авиасудов. Неизбежно по мере роста числа частных самолетов и вертолетов в стране, будет увеличиваться и число аварий, считают эксперты.
Алёна Евдокимова, Евгений Зимин, РБК.