Выпуск за 4 августа, 2015
Визит итальянцев в Иран
Рим надеется на контракты и соглашения, прежде всего, в энергетике - о своих интересах уже заявляла группа Эни, а так же в автоиндустрии, строительстве железнодорожных путей и сталелитейных фабрик - об этом говорил ранее посол Ирана в Италии. Итальянцы, даже с учетом санкций, были в прошлом году одним из крупнейших торговых партнёров Тегерана. В лучшие времена объем торговли достигал $7 млрд, после введения санкций он упал более чем в 7 раз.
В середине июля в Иране побывал глава французского МИД Лоран Фабиус - он заложил основу для сотрудничества в энергетике, автомобилестроении и транспорте и пообещал в сентябре большую делегацию бизнесменов. Берлин же отправил своих торговых эмиссаров в Тегеран спустя 5 дней после достижения соглашения по ядерной программе.
Что касается России, то она уже договорилась об участии «Росатома» в перепрофилировании завода по обогащению урана в Фордо. Поставка комплексов С-300 так же состоится, зенитные системы отправят прямо с завода, правда их немного модернизируют. Контракт заключали ещё в 2007 году - тогда сумма сделки оценивалась в $900 млн. Вообще, Москва действовала на опережение - еще до снятия санкций. В 2013 году стороны начали обсуждать исключительное право долевого участия в иранских месторождениях для российских компаний - по законам страны иностранные инвесторы могут работать только по сервисным контрактам.
А до отмены санкций начала функционировать программа нефть в обмен на товары. Но теперь, похоже, она забуксовала. Как писала газета «Коммерсантъ» со ссылкой на источник близкий к правительству - ни одной поставки иранской нефти в Россию так и не произошло.
Собеседник издания причиной всему назвал сложную схему с задействованием секретного трейдера. После снятия ограничений потребность в таком посреднике отпала. Иранский источник «Коммерсанта» дал понять, что в сложившейся ситуации Тегеран не будет считать себя связанным прежними договоренностями с Россией и может рассмотреть предложения от других партнеров и поставщиков. По плану поставки должны были достигать до 500 тысяч баррелей в день в обмен на российское оборудование и другие товары. В Минэнерго и Минэкономразвития, правда, уверяют, что меморандум продолжает действовать.