Выпуск за 31 июля, 2015
Россия ответит на санкции асимметрично
И вот реакция российских компаний на решение Вашингтона: в ВЭБе заявили, что новые санкции существенно не повлияют на деятельность группы, у госкорпорации достаточно ресурсов для обеспечения своей работы. Аналогичные заявления сделали и дочки ВЭБа - РФПИ, банк «Глобэкс» и «Связь-банк». Вот, например, что заявил РБК Александр Баженов, генеральный директор Федерального центра проектного финансирования.
АЛЕКСАНДР БАЖЕНОВ
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ФЕДЕРАЛЬНОГО ЦЕНТРА ПРОЕКТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ
«Если, исходя из логики прежних санкций, сохраняется это действие, то мы фактически в этом режиме живем более года, о каких-то доп ограничениях пока не знаем. Если говорить более общо, страну пытаются лишить действующих институтов развития, но пока это не очень получается».
Роснефть будет добиваться возмещения потерь от санкций в судебном порядке - и для этого создает систему учета потерь от ограничительных мер.
МИХАИЛ ЛЕОНТЬЕВ
ПРЕСС-СЕКРЕТАРЬ ОАО "РОСНЕФТЬ"
«Это абсолютно нелепая и бесстыдная политика, потому что, откровенно говоря, мы будем шантажировать эту компанию, потому что кому-то будет плохо, и тогда мы окажем давление. Компания будет продолжать отстаивать интересы наших акционеров легальными средствами. Более того, мы создаём систему учёта потерь, убытков от санкций, мы их будем конкурировать, зачислять на внебалансовые счета и предъявим рано или поздно к возмещению в законном порядке».
Москва может ответить на усиление американских санкций ассиметрично, заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Но в целом, цитата: «принцип взаимности в санкционном обмене — это базовый принцип». По мнению Пескова, санкции — «это шаги, которые американцы делают без какого-либо очевидного резона и, не преследуя какой-либо конкретной цели. И они не несут ничего, кроме негатива».
Американский блек-лист в четверг вечером пополнили 11 физических и 15 юридических лиц. Им запрещен въезд на территорию США, а их активы в Штатах будут арестованы. Американским компаниям запрещается вести дела с фигурантами черного списка. По данным западных дипломатических источников «Коммерсанта», США и страны ЕС начали собирать информацию о схемах, используемых для обхода санкций, еще несколько месяцев назад. Судя по новому списку, США считают, что в качестве лазеек используются дочерние компании, родственники, а также бывшие и нынешние партнеры.
В отношении группы ВЭБ и «Роснефти» в документе прямо подчеркивается, что американцам запрещено взаимодействовать со всеми подконтрольными структурами, и на этот раз они проименованы. В список попали все ключевые активы нефтекомпании и госкорпорации, включая РФПИ, ЭКСАР и дочерние банки ВЭБа. Эксперты говорят, что эти структуры и раньше не могли привлекать долгосрочное финансирование, однако некоторые партнеры закрывали глаза и шли навстречу, поскольку напрямую дочки не были под ограничениями. Теперь этой лазейки не будет.
Вторая часть санкционного списка касается возможности иностранных аффилированных компаний и формальных продаж сторонним инвесторам. Здесь особое внимание Вашингтона привлек Геннадий Тимченко. С формулировкой "за материальную поддержку господина Тимченко" введены ограничения против гражданина Финляндии Кая Паананена, Олега Усачева и Петра Колбина, а также нескольких компаний. В некоторых случаях Минфин США счёл, что Тимченко продолжил контролировать уже проданные структуры. Так, Airfix Aviation до весны прошлого года принадлежала Volga Group Тимченко - а потом 99% акций были проданы неназванному покупателю. Airfix Aviation - это бизнес-чартер в Финляндии, большинство судов сделаны в США - или в Европе, но из американских запчастей, писал Wall Street Journal. Теперь у Airfix могут возникнуть сложности с обслуживанием рейсов и расчётами, считает «КоммерсантЪ». Та же история - с кипрской компанией IPP OIL PRODUCTS Limited, это материнская компания для финской и швейцарской нефтяных дочек. Volga Group продала почти половину акций "бизнес-партнерам" за день до того, как Тимченко был внесен в черные списки США, - пишет Bloomberg.
Новые претензии Вашингтона к семье Ротенбергов не коснулись сына Аркадия Ротенберга Игоря, которому бизнесмен в последнее время передал значительную часть бизнеса. Зато под санкции попал сын Бориса Ротенберга Роман - он спортивный функционер, первый вице-президент Федерации хоккея России. А вместе с ним в списке фигурирует финская компания «Лангвик» - она контролирует небольшой, и по некоторым данным убыточный, отель 4 звезды и конгресс-холл в Финляндии. Американцы внесли его в список, потому что в планах было значительное расширение отеля и создание на его базе хоккейной академии.
Рядом как раз находится крупнейшая ледовая арена Хельсинки – «Хартвалл Арена», стадион полностью принадлежит структурам Тимченко и Ротенбергов. Кроме того, они владеют долей финского хоккейного клуба «Йокерит» - Роман Ротенберг - его болельщик. Хартвалл - постоянно действующая концертная площадка, здесь проходили выступления «Металлики», «Аэросмит», Лучано Паваротти, Уитни Хьюстон, Элтона Джона, Селин Дион, группы «Мьюз» и многих других. В 97 году там прошла инаугурация президента Финляндии, а в 2007 - стадион принял конкурс Евровидение. И там трижды проходил Хоккейный чемпионат мира.
Еще одна группа санкций - против концерна Калашников. В стоп-лист попал «Ижевский механический завод». Формально он вообще не имеет отношения к Калашникову и на 100% принадлежит «Ростеху». Изначально Ижмех планировалось передать в Калашников, но после санкций завод решили продать частным инвесторам. Сделку планировалось закрыть в первом квартале 2016 года. Теперь инвесторы получат завод уже под санкциями, и вывести его из списка будет очень сложно. В «Калашникове» говорят, что «Ижмех» выпускает только гражданскую продукцию и уже больше года не поставляет ее в США, поэтому санкции на заводе не отразятся. «А давление на концерн - проявление недобросовестной конкуренции на фоне роста спроса и продаж российского стрелкового оружия на рынке США», конец цитаты. В прошлом году Калашников подписал контракт на поставку оружия в США и Канаду - от 80 до 200 тысяч изделий в год.