Выпуск за 28 июля, 2015
Санкции. Год спустя. Нефтяная отрасль
Руководство концерна Shell констатировало: существенного негативного эффекта на развитие российской энергетики санкции не оказали. Вопреки прогнозам, что ограничения снизят добычу нефти в России, по итогам прошлого года объём извлечённого сырья не только вырос, но и стал рекордным за всё постсоветское время. Однако отложенный эффект от нефтяных санкций может серьёзно затормозить развитие сектора, предупреждают специалисты.
Потери западных партнёров России уже оказались немалыми. Так в частности, американская Exxon, которая из-за санкций отказалась от ряда проектов на шельфе и в Западной Сибири, оценила свой ущерб примерно в 1 млрд долларов.
В остальных сферах потери американского бизнеса от санкций - несущественны. Минимизировать последствия запретов удалось и британскому бизнесу. Подробности - у наших коллег из Нью-Йорка и Лондона.
БОРИС КОЛЬЦОВ
СОБСТВЕННЫЙ КОРРЕСПОНДЕНТ
«Американский бизнес вероятнее всего меньше всех пострадал от санкций, введённых против России. Судя по докладам аналитических компаний, оценивающих возможный ущерб, главным свидетельством этого является стабильный рост экономики США, а причина слабого влияния снижения деловой активности между нашими странами заключатся в том, что она и до этого была не высокой. К примеру, в последний безсанкционный 2013 экспорт из Америки в Россию составил 0,7% от общего объёма экспорта из США, а импорт из России сюда чуть более 1% от общего объема. Инвестиции в Россию не дотягивали даже до половины процента от американских вложений по всему миру.
Самые заметные убытки, пожалуй, в нефтегазовом секторе. По данным Forbes компания Exxon Mobil теряет около миллиарда долларов из-за невозможности продолжить сотрудничество с Роснефтью по освоению арктического шельфа. Несмотря на все усилия руководителей американского нефтяного гиганта, после очередного ужесточения санкций, остаться в деле у них не получилось. Следующей заметной жертвой политических проблем между странами могут стать производители космических ракет, если Конгрессу всё же удастся запретить им покупать реактивные двигатели в России»
ПАВЕЛ БАНДАКОВ
ОБОЗРЕВАТЕЛЬ РУССКОЙ СЛУЖБЫ БИ-БИ-СИ
«Британская экономика никогда не была очень сильно завязана на Россию. Например самая большая статья экспорта - британский алкоголь, прежде всего шотландский виски - здесь падение составило 93%, звучит впечатляюще, но если пересчитать в абсолютные цифры, то экономика Британии недосчиталась несколько млн фунтов, в структуре примерно 4 млрд фунтов - примерно столько составляет экспорт виски Британии по всему миру.
Прежде всего от контрактов с Россией выигрывала BP, она является основным вкладчиком во множество британских пенсионных фондов, поэтому её благополучие должно означать многое для массы британских пенсионеров. Несмотря на санкции, BP удалось подписать с Россией несколько важных контрактов и поэтому говорить, что приходится сворачивать сотрудничество, не приходится. В то же время, очевидно, что из-за падения цен на нефть и курса рубля многие британские инвесторы, в том числе в сфере энергетики, предпочитают не вкладываться в Россию и держаться от этого рынка в стороне. В целом за год действия санкций экспорт британских продуктов в Россию упал боле чем на млрд фунтов, это довольно серьёзная потеря, в то же время экспорт Британии в другие страны вырос, а Россия опустилась на 17 строчку самых крупных экспортеров, самых крупных рынков для британской продукции»