Выпуск за 8 июля, 2015
У БРИКС появился аналог МВФ
Составить полноценную конкуренцию МВФ новый фонд пока не в состоянии. Долларовые объёмы у него скромнее - в три раза меньше, чем квоты Международного валютного фонда. Каждая из стран БРИКС внесла свою долю в 100 миллиардную подушку безопасности. Больше всех Китай - 41 миллиард долларов, на Бразилию, Россию и Индию приходится по 18 миллиардов, самые маленькие обязательства у ЮАР - 5 миллиардов в американской валюте. Указанные суммы пока никто никуда не перечисляет, по сути, замораживаются Центробанками до тех пор, пока от кого-либо из членов БРИКС не поступит сигнал SOS.
ЭЛЬВИРА НАБИУЛЛИНА
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ БАНКА РОССИИ
«Мы не вносим никаких первоначальных взносов, еще раз подчеркну слово - условный валютный резерв. Эти деньги остаются в наших резервах. Но если та или иная страна из участниц пула обратится за помощью, тогда страны в рамках своей доли должны будут оказать эту помощь».
Кроме того, как дала понять Набиуллина, обязательства на 18 миллиардов долларов - небольшая величина для страны. По состоянию на конец июня общий объём российских резервов превышает 360 миллиардов. Эксперты уверены: в ближайшее время никто обращаться за помощью в новый институт не будет. Создание фонда - шаг скорее политический. России пока помощь не нужна, это подтвердили и в ЦБ, и в Минфине.
АНТОН СИЛУАНОВ
МИНИСТР ФИНАНСОВ РФ
«России нет необходимости пользоваться услугами пула, достаточный объём золотовалютных резервов. Мы оперативно приняли меры реагирования на сокращение потоков валюты. Оперативно были приняты меры, которые позволили сократить оттоки капитала».
Несмотря на попытку создать свою альтернативную финансовую реальность - от доллара страны БРИКС отказываться не собираются. Использовать национальные валюты в созданном пуле резервов не будут. Тем не менее, в Минэкономразвития считают, что первые шаги по диверсификации валютных активов уже сделаны
АЛЕКСЕЙ УЛЮКАЕВ
МИНИСТР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ
«В каком-то смысле это и есть диверсификация активов. В каком-то смысле это и есть взаимные инвестиции, номинированные в валютах соответствующих стран. Это не подпадает под определение международных резервов, которые даёт Международный валютный фонд. Поэтому с точки зрения статистики резервов, это не будет означать увеличение их объема. Но по сути своей вот это вот своп-линии Центральных банков и взаимные инвестиции в соответствующие резервные активы — по сути своей это и есть диверсификация резервов».
Большие надежды в российском правительстве возлагают на еще один инструмент взаимной поддержки - банк развития БРИКС. Объём его ресурсов - также 100 миллиардов долларов. На них могут претендовать самые разные проекты, в первую очередь, инфраструктурные. Как ожидается, первые проекты начнут финансировать уже к концу года.
Ян Мелкумов, Алина Гребнёва, Олег Нефёдов, Иван Рогачёв, РБК.