Выпуск за 6 июля, 2015
Понимали ли греки, на какой вопрос отвечали на референдуме?
Понимают ли жители Афин вопрос, поставленный на референдуме? Особенно учитывая то обстоятельство, что требования, о которых идет речь, больше не имеют силы. На площади Монастираки жители столицы говорят мне, что понять формулировку вопроса действительно непросто.
«К сожалению, всё очень непонятно. Они не объяснили, за или против чего мы голосуем. Такое ощущение, что это какой-то спектакль для того, чтобы доставить удовольствие сторонникам Сиризы. Это игра, и не более того».
Большинство людей, которых я пыталась спросить, отвечать отказывались. В какой-то момент меня остановила явно рассерженная женщина.
«Мне наплевать на их шантаж. Да-да-да, Европейские банки нас шантажируют!»
Эмоции накалены до предела. Многим это мешает трезво оценить ситуацию.
«-Вы это читали?
-Да.
-Как вы понимаете этот вопрос? О чем вас спрашивают?
-Я думаю, они нас обманывают: говорят, что если проголосовать "нет", мы выйдем из Евросоюза, а если "да", то останемся».
Сложилось такое ощущение, что каждый, с кем я разговаривала, имеет свою собственную интерпретацию вопроса, поставленного на референдуме. Эти две женщины считают, что речь идет стабилизации процесса долговых выплат.
«Долговая устойчивость жизненно важна для стабильности в стране. Если ее не будет, люди не согласятся на условия кредиторов».
Другие считают, что суть вопроса намного проще, чем его формулировка.
«После 5-ти лет лишений, народ, наконец, получил возможность избавиться от этого давления и проголосовать "нет", чтобы в Греции всё снова стало хорошо».
Изо всех, с кем мне удалось пообщаться, только один человек понимает вопрос правильно.
«Согласимся ли мы на эту программу или нет, не повлияет на то, останемся ли мы в еврозоне, это невозможно изменить при помощи референдума или чьего-то решения. Это исторический факт, а голосуем мы только за то, принимать предложение или отказаться».