Выпуск за 3 июля, 2015
Следствие хочет поместить Меламеда под домашний арест, вину он не признаёт
Следствие настаивает на домашнем аресте. Прежде речь шла о заключении в СИЗО, но в СК решили смягчить меру пресечения. Следователь в суде заявил, что причастность Меламеда подтверждается показаниями свидетелей и изъятыми документами. Расследование по делу идет 2 года. Подозреваемый заявил, что вину не признает, но готов оказывать следствию посильную помощь в установлении истины. Меламед сказал, что его арест может сорвать подписание договоров России с Китаем, в котором должны участвовать лидеры двух стран. Меламед работает с китайскими компаниями, и в случае его ареста они могут отказаться подписывать соглашения. Защита просит отпустить Меламеда под залог в 100 миллионов рублей - эту сумму готов внести экс зампред правления "Роснано" Андрей Раппопорт. Адвокаты представили характеристики подзащитного от Министра энергетики Александра Новака и главы «Росатома» Сергея Кириенко - они назвали Меламеда порядочным и ответственным человеком. Показания по делу готов дать глава «Роснано» Анатолий Чубайс.
СК сегодня обнародовал детали уголовного дела. Фигурантами выступают бывшие руководители «Роснанотеха» - Леонид Меламед, его зам Андрей Малышев и финансовый директор корпорации Святослав Понуров. Следователи подозревают их в растрате имущества госкорпорации в особо крупном размере с использованием служебного положения. Как отмечает следствие, в 2008-мом году Меламед организовал договор Роснанотеха - это бывшее название «Роснано» - с инвестиционно-финансовой корпорацией Алемар на консультационные услуги, являясь совладельцем последней. А его подчинённые за полгода якобы перечислили этой компании свыше 220-ти миллионов рублей, которые «Роснанотех» получила из бюджета в виде имущественного взноса. При этом само привлечение консультанта за деньги противоречит законам, поскольку компания, по сути, передала часть своих функций.
ВЛАДИМИР МАРКИН
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА РФ
«Подготавливая условия для совершения преступления, Меламед пригласил и принял на работу в «Роснано» подконтрольных ему бывших сотрудников «Алемар» Малышева и Понурова. Он наделил их полномочиями по распоряжению имуществом корпорации и подписанию любых финансовых и расчётных документов. Таким образом, увольняясь, Меламед обеспечил себе так называемый «золотой парашют». Что касается заявлений заинтересованных лиц, в том числе пресс-службы «Роснано», которые абсолютно не зная материалов уголовного дела начинают озвучивать позицию следствия, выдвигать свои контраргументы, и при этом предлагать следствию сотрудничество, то это выглядит, по меньшей мере, странно. Разве это хорошее начало для сотрудничества?»
Маркин осадил компанию «Роснано», которая начала комментировать дело раньше СК. Он разместил в своем Твиттере цитату из фильма «Берегись автомобиля» - Кто свидетель? - Я. А что случилось?
В «Роснано» еще в четверг вечером заявили – «Алемар» привлекли как консультанта по итогам конкурса. Компания должна была помочь в доработке заявок на софинансирование проектов госкорпорации. «Роснано» настаивает, что никакого ущерба действия Меламеда не нанесли . Как заявили в госкорпорации, в конкурсе участвовали пять компаний. А когда он был объявлен, Меламед уже не работал в «Роснанотехе».
Счётная палата еще в отчете 2012 года указала на конфликт интересов при оказании консультационных услуг в «Роснанотехе». Надзорное ведомство указывало, что в 8 и 9-том годах проектные компании «Роснано» открывали счета в банке «Алемар», Меламед был его основателем и совладельцем.
Но сумма в 200 с лишним миллионов потерялась на фоне претензий в 7 и 13 миллиардов рублей - рассказала РБК член комитета Госдумы по бюджету и налогам Оксана Дмитриева. Она год назад отправляла в Генпрокуратуру запрос с просьбой расследовать деятельность госкорпорации. По словам Дмитриевой, по делу будут новые задержания. Юристы предполагают: все это время следствие копило материалы.
АЛЕКСАНДР СМИРНОВ
ЮРИСТ МОСКОВСКОЙ КОЛЛЕГИИ АДВОКАТОВ "ЮРАСОВ, ЛАРИН И ПАРТНЁРЫ"
«Видимо, не было достаточных оснований для возбуждения уголовного дела, проводились проверки. Когда возбуждается уголовное дело по статье 160, нужно провести ряд действий, который и установят: можно ли возбуждать уголовное дело. Видимо, у них не хватало материала, вот и приостановили на определенный срок».
У предпринимателей дело Меламеда вызывает недоумение - заявил РБК бизнес-омбудсмен в Санкт-Петербурге Александр Абросимов.
АЛЕКСАНДР АБРОСИМОВ
УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
«У бизнеса вызывает вопрос - почему сделка была в 2008, палата проверила в 2012, дело было тогда же, а действия начались в 2015. У среднего и малого бизнеса все это быстро и в сжатые сроки происходит. А здесь такие суммы, и так все медленно происходит».
Впрочем, на настрой бизнеса история с задержанием Меламеда не повлияет - считает председатель некоммерческого партнерства «Бизнес-Солидарность» Яна Яковлева.
«В этой ситуации я не стала бы Меламеда причислять к бизнесменам, ибо речь о работе на госкорпорацию. А те кто работают на государство это не бизнесмены и не предприниматели. Я не считаю, что это сигнал для бизнес сообщества. У нас оно все понимает. Те, кто научился выживать - они принимают риск быть арестованным в любой момент, просто принимают на себя».
Рынок уже переварил историю с претензиями а адрес «Роснано», и задержание Меламеда не скажется на бизнесе компании - считает президент "центра стратегических коммуникаций" Дмитрий Абзалов.