Выпуск за 21 июня, 2015
Арест имущества России в Бельгии и Франции
О заморозке российских активов в Бельгии и во Франции стало известно накануне открытия Петербургского форума. Приставы начали выполнять запрос по иску «Групп Менатеп Лимитед». В итоге этот вопрос стал одним из самых обсуждаемых на международном экономическом форуме.
По вопросам и по делам подобного рода Гаагский арбитражный суд имеет компетенцию только в отношении тех стран, которые подписали и ратифицировали Европейскую энергетическую хартию. Россия не ратифицировала эту хартию, поэтому мы не признаем юрисдикцию этой судебной инстанции. Мы будем доказывать это в установленном порядке через судебные процедуры.
В Бельгии приставы потребовали отчёта от почти полусотни компаний и от всех крупных банков, зарегистрированных в стране. Они должны через две недели сообщить об имеющихся у них активах и имуществе России, в том числе об активах РПЦ, пишет Интерфакс. Заморожены некоторые счета во французской "дочке" ВТБ, где, например, есть счета "Роснефти". Позже Игорь Сечин заявил, Роснефть не является ответчиком по делу Юкоса, претензий к компании нет. Заморожены счета представительства МИА "России сегодня" в Париже и Брюсселе. Арест активов также коснулся ТАСС, а ВГТРК получила предписание от приставов. Москва предупредила, что может ответить симметрично. На следующий день МИД России вручает ноту протеста послу Бельгии, представителя Франции на Смоленскую площадь вызывать не стали. Министр Лавров объяснил, почему.
СЕРГЕЙ ЛАВРОВ
МИНИСТР ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РФ
«Во Франции тоже начинали с ареста счетов посольства, представительства при ЮНЕСКО, торгового представительства, затем отыграли назад и оставили арестованными только счета российских компаний с государственным участием. В Бельгии повторяют ту же самую неправомерную ситуацию - объявили о закрытии счетов, об аресте счетов наших дипломатических представительств - это и посольство, и представительство при Евросоюзе и представительство при НАТО. Это противоречит венским конвенциям по дипломатическим сношениям, которые обеспечивают иммунитет всей дипломатической собственности - недвижимости и всего того, что с этим связано».
В субботу бельгийский МИД заявил, что начал размораживать счета дипмиссий, и к понедельнику все они будут разблокированы. Министр иностранных дел пояснил, что сейчас в Бельгии нет законодательного запрета на арест счетов, которые обслуживают иностранные посольства, но правительство займётся разработкой соответствующих поправок. В России работает свыше тысячи французских предприятий, в том числе энергетические и банковские. Крупные торговые сети, отели. Список большой. Часть компаний уже успела локализовать свой бизнес в России Бельгийский бизнес представлен не столь широко, но некоторые тоже локализовали свои предприятия в России. У стран есть совместные проекты в авиастроении и высокотехнологичной сфере. Опрошенные РБК юристы говорят, ответная заморозка собственности возможна. Суд может арестовать активы западных компаний в качестве компенсации вреда от незаконных действий иностранных органов власти. Или применить механизм реторсий. Для этого даже не надо идти в суд: правительство просто издаёт указ об ограничении имущественных и неимущественных прав иностранных граждан и компаний - в ответ на такие ограничения со стороны других стран. И иностранным инвесторам очень не нравится этот коктейль из права и политики.
ЖАН-ПЬЕР ТОМА
ПРЕЗИДЕНТ THOMAS VENDOME INVESTMENT
«Не углубляясь в суть дела, меня тревожит, что смешивают право и политику. Новость об аресте активов пришла в разгар Петербургского международного экономического форума, это политический расчет. И вся система права сейчас используется как политический инструмент. Это очень опасно».
Директор компании «Менатеп Груп Лимитед» Тим Осборн заявил РБК по телефону, что бывшие акционеры ЮКОСа будут добиваться заморозки российских активов везде, где смогут.
ТИМ ОСБОРН
ДИРЕКТОР GROUP MENATEP LTD.
«Мы добиваемся ареста активов в Великобритании, США, и мы будем делать то же самое и в других странах в ближайшие месяцы и годы. Как только мы найдем российские госактивы за рубежом, и если это будет в странах с надежной системой правосудия, то сразу же запросим арест».
По иску бывших акционеров ЮКОСа против России прошлым летом вынесли решение сразу два суда - Гаагский арбитраж - на общую сумму 50 миллиардов долларов, и ЕСПЧ - на миллиард 800 миллионов евро.
Маргарита Соболь, РБК.