Выпуск за 5 июня, 2015
Медведев: Россия ослабит продуктовое эмбарго в течение месяца
Итоги пятилетки по обеспечению продовольственной безопасности: обеспечить себя самостоятельно Россия может только зерном, картошкой, сахаром и растительным маслом. Не достигли запланированных показателей по рыбной продукции, мясу, соли и молоку. По оптимистичным прогнозам, тем же молоком Россия начнёт себя обеспечивать лишь через 5-7 лет, говорят сами производители. Можно было бы ускорить процесс, если бы бюрократические проволочки не мешали. Государство действительно субсидирует процентную банковскую ставку, но только на бумагах. Средства до адресатов доходят очень долго, оседая в региональных администрациях. Отсюда и статистика – общая сумма долга российских сельхозпроизводителей перед банками – два триллиона рублей. От субсидирования займов государство отказываться не собирается – заявляет премьер. Заодно и контроль ужесточат.
ДМИТРИЙ МЕДВЕДЕВ
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ
«По деньгам ситуация непростая, но госпрограмма поддержки увеличена, найти эти деньги было непростым делом, еще труднее отстоять их весной при корректировке бюджета. Поэтому нужно максимально эффективно эти деньги тратить - обращаюсь и к губернаторам, и к аграриям - деньги доступные, поэтому контроль за этим будет весьма жесткий».
Уже в этом году государство вводит новый механизм поддержки – возмещение затрат на модернизацию объектов АПК. Это для стимуляции роста бизнеса. Владельцу агропредприятия будут возвращать от 20-ти до 35% затрат. В 2015-м на это в бюджете заложено почти 240 миллиардов рублей. Сельхозпроизводители от такой помощи, конечно, не отказываются. Но предлагают и подход пересмотреть. Стимулировать нужно не только производство, но и переработку. Раньше у минсельхоза был такой подход – высокая урожайность сама привлечет инвесторов в переработку. Но на практике всё не так. Новый министр, который впервые выступил на отраслевом мероприятии в новой должности, заявил, что подход будут менять.
АЛЕКСАНДР ТКАЧЁВ
МИНИСТР СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
«Альтруистов нет. АПК - это тоже бизнес. И все те кто приходят должны иметь прибыль. И если нет прибыли, мы должны создать условия чтобы все было».
Дополнительные средства можно было бы найти на внешнем рынке. Учитывая курс валют, экспорт сельхозпродукции мог бы уменьшить финансовую зависимость производителей от бюджетных средств. Годами так и делали – из 90-ста миллионов тонн, например, пшеницы, 25 миллионов традиционно выращивалась на экспорт. До того, как России де-юре не изменили статус. На внешнем рынке страна теперь не развивающаяся, а развитая. А значит, на внешнем рынке теперь никаких поблажек. В отличие от соседей-конкурентов. Сейчас импорт аграрной продукции сократился на треть.
ВАДИМ ВИКУЛОВ
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ГК "АСТОН"
«Например, 2 года назад когда в 14 году была увеличена в 2,5 раза импортная пошлина на рос растительное масло считалось что Россия перестала быть развивающейся страной потому что уровень доходов населения некую отметку которая примерно в то время обозначалась как 450 евро. Дальше что произошло девальвация рубля, уменьшение реальных доходов населения на это никто не смотрит рынки защищены и по сути, если говорить о Черноморском бассейне Европу проиграли в пользу Украины, потому что Украина просто получила нулевую ставку импортной пошлины и 40% украинского растительного масла именно экспортируется в страны объединенной Европы. Я не могу сказать, что есть какая-то политическая подоплека, мне кажется надо просто эффективнее работать чиновникам в том числе в рамках ВТО».
Правда, и России без помощи иностранцев не обойтись. По оценке Минсельхоза в этом году придется покупать за рубежом более 29-ти тысячи голов крупного рогатого скота. Сегодня, в рублёвом эквиваленте одна корова обходится производителю молока в 140 тысяч рублей. При первичной продаже литра молока за 15 рублей, окупить животное можно только спустя лет 5. Выход, который предлагают некоторые аграрии – повысить стоимость продукта, а для социально незащищённых слоев ввести льготы. И они даже будут не против, если деньги на это перераспределят из программы поддержки АПК. Принцип – лучшая помощь государства – это невмешательство в бизнес-процесс для большинства сельхозпроизводителей в приоритете.
Павел Фёдоров, РБК.