Выпуск за 2 июня, 2015
Налоговая политика на будущие 3 года не претерпит резких изменений
В числе предложенных мер - борьба с выводом прибыли из-под налогообложения международными компаниями, идеи по улучшению льготных режимов региональных инвестпроектов и территорий опережающего развития. Минфин выступает за продление моратория на образование новых консолидированных групп налогоплательщиков до 2018 года. По итогам прошлого года 53 региона увеличили свою налоговую базу, 32 региона, напротив, уменьшили. Из них больше всего пострадали Москва и Ханты-Мансийский автономный округ, отметил Силуанов. Отмена моратория, по его словам, приведёт к перекосу межбюджетных отношений. Ряд предложений, по словам министра, направлен на поддержку малого бизнеса. Среди них - введение специального патента для самозанятых.
АНТОН СИЛУАНОВ
МИНИСТР ФИНАНСОВ РФ
«Отдельно должны решить вопросы уплаты страховых взносов для самозанятых. Вопрос ещё обсуждается, дорабатывается с Госдумой. Ещё важный вопрос - оценка эффективности существующих налоговых льгот. В течение последних 3 лет в состав основных направлений налоговой политики, мы включаем данные о выпадающих доходов бюджета от различных преференций и налоговых льгот. В этом году планируем впервые включить данные о налоговых и неналоговых доходах в состав материалов к проекту бюджета. Эти расходы будут распределены в соответствии с госпрограммами и мы вместе с думой можем оценить их эффективности и принять решение об их отмене. Считаем, что налоговые льготы должны предоставляться на определенный срок, после чего должны приниматься решения об эффективности или неэффективности налоговых льгот»
Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев подчеркнул необходимость развивать специальные налоговые режимы на территориях опережающего развития. Причём, не ограничиваясь Дальним Востоком. Уже решено распространять такой механизм на моногорода. Программа-максимум - распространить режим территорий опережающего развития на всю страну. Необходимо, по мнению Улюкаева, подкорректировать вопрос о праве регионов снижать в 6 раз нагрузку по специальным налоговым режимам. Чтобы не спровоцировать нежелательную конкуренцию между субъектами, министр предложил обязать регионы снижать налоги на малый и средний бизнес с компенсацией в рамках межбюджетных отношений.
АЛЕКСЕЙ УЛЮКАЕВ
МИНИСТР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ
«Отдельный вопрос - применение страховых платежей для МСП, есть предложение по снижению ставок, но есть и принципиальный вопрос, когда уходили от единого соцналога к страховым платежам, мы, фактически, потеряли такой элемент как льготирование этих платежей. Коль скоро это не налог, а страховой сбор, то льготирование одновременно означает изъятие, с точки зрения соответствующих прав застрахованного лица - пенсионных прав, социальных прав, медицинских и так далее. Это создает существенный дисбаланс и мы должны обязательно к этому вопросу вернуться, чтобы распространить и на эту сферу отношений в области малого и среднего бизнеса возможности введения льготирования. Кроме того, нужно дополнительно обсуждать вопрос об администрировании этих платежей»
Предлагаемые меры по поддержке малого бизнеса не позволят достичь поставленной цели и увеличить долю малого бизнеса в ВВП России, заявила глава Счётной палаты Татьяна Голикова. По её словам, в документе нет анализа влияния налоговых изменений, принятых и запланированных, на бюджет и экономику. Основные направления не отвечают на вопрос, как правительство будет решать проблему значительного дефицита региональных бюджетов. Отсутствует в них и отраслевой срез изменения налогового законодательства, что особенно актуально при задаче импортозамещения, отметила Голикова.
Председатель Госдумы Сергей Нарышкин резюмировал: проект документа в его нынешнем виде сыроват. Профильному комитету Госдумы поручено подготовить рекомендации по результатам обсуждения. Их, как надеется Нарышкин, учтут в дальнейшей дискуссии.