Выпуск за 27 мая, 2015
Основная версия крушения "Протона-М" в 2013 году - нарушение правил безопасности
ВЛАДИМИР МАРКИН
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА РФ
«По версии следствия, обвиняемые Гришин, Николаев, Гудкова в 2011 году занимались установкой на "Протон-М" датчиков угловых скоростей в канале рыскания. В результате нарушения ими технологической дисциплины, эти датчики были установлены неправильно - с поворотом на 180 градусов от штатного положения. При старте в 2013 году всё это привело к искажению работы системы управления и крушению ракеты-носителя. Я хотел бы подчеркнуть, привлечение к уголовной ответственности указанных лиц вызвано тем, что именно их действия находятся в прямой причинно-следственной связи с наступившими последствиями».
Сотрудников обвиняют в нарушении правил безопасности при проведении горных, строительных или иных работ, - в данном случае иных, теперь всем троим грозит лишение свободы до трёх лет или штраф до 80 тысяч рублей. Кроме того, обвинения в халатности предъявили начальнику одного из военных представительств Минобороны. Маркин отметил: если на проблему смотреть глубже, то причина аварии цитирую – «В падении авторитета рабочих профессий и дефиците высококвалифицированных кадров. Конец цитаты.
Ракета-носитель "Протон-М" с навигационными спутниками ГЛОНАСС на борту стартовала с Байконура в июле 13-го года, запуск транслировали в прямом эфире, однако сразу после старта "что-то пошло не так", - именно так охарактеризовал внештатную ситуацию ведущий прямого эфира. Протон изменил траекторию, взорвался и упал на 32-й секунде полёта. Обошлось без жертв и разрушений. Ущерб от крушения составил больше 5 млрд рублей. Добавлю, ещё 5 мая Минобороны подало иск о взыскании с Центра Хруничева почти двух млрд рублей. На сегодня назначено предварительное заседание.
В мае 2014-го была ещё одна авария с «Протоном», а следующая произошла спустя ровно год - менее двух недель назад ракета-носитель с мексиканским спутником на борту сгорела в атмосфере. В связи с последней неудачей запуски других российских телекоммуникационных аппаратов отложили на два или три месяца, - сообщил сегодня глава Минкомсвязи Никифоров. И компенсировать ущерб от изменения сроков, по его словам, должен Роскосмос.