Выпуск за 22 мая, 2015
Инвестиции в Крым
Эту русскую зиму в Крыму сафари парк пережил с трудом. После того, как Украина прекратила поставки продуктов на полуостров - от голода умер крокодил. В первую очередь мясо достаётся львам. Иначе в целях безопасности пришлось бы закрыть прибыльный аттракцион с заходом посетителей непосредственно в вольер к хищникам.
Первый крымский контактный зоопарк - Олег Зубков открыл в Ялте, тогда ещё украинской, парк Сафари в пятидесяти километрах от Сиферополя - его следующий бизнес-проект.
Зубков жалуется - рассчитывать на поставки мяса из России в необходимых зоопарку объемах не позволяет Керченская паромная переправа. А создавать собственное подворье - практические невозможно.
Надежда в основном на погоду - из-за весенних дождей земля довольно влажная и не нуждается в дополнительном поливе. Летом будет сложнее. Предложение использовать для полива воду из артезианских скважин - принципиально ситуацию не решит, да и дорого. Заложить один гектар виноградника в Крыму стоит около миллиона рублей, это не считая дополнительного роста затрат на водоснабжение.
Для поддержки отечественное производителя Крымские виноделы предлагают если не полностью запретить, то хотя бы увеличить пошлины на ввоз импортного вина - стоимостью до 10 долларов за бутылку.
Производители вин переживают,- активно пропаганда всего Крымского, без должного контроля через пару лет может привести к обесцениванию бренда. Приводят в пример ситуацию с молдавским вином.
Пока одни требует от государство преференций для захода на рынок, другие не знаю, как это рынок наполнить. После присоединения Крыма к России, и увеличения зарплаты бюджетникам - спрос на иномарки вырос. А вот самих автомобилей в салонах полуострова стало меньше. Из-за санкций местным дилерам договориться с производителями США и Японии напрямую не получается. Отказываются поставлять даже импортные автомобили российской сборки. При этом рассчитывать на отечественный автопром не приходится.
Иномарки все же везут - в качестве посредников используют российских дилеров с материка. Но пока нет Керченского моста - говорить о крупных поставках не приходиться.
Санкции положительно сказалась на развитии местного автозаправочного бизнеса - крупные российские бренды вынуждены были уйти с топливного рынка опасаясь реакции зарубежных партнёров. Директор одной из крупнейших крымских топливных компаний на полуострове уже строит планы по заходу на материк. Впрочем, помимо расширения рынка сбыта, переход под российскую юрисдикцию принёс бизнесу множество юридических и организационных проблем. Жалуются на сложную систему отчётности, и рост проверок.
Переходный период уже должен был бы куда-нибудь перейти - считает руководитель агентства стратегических инициатив Андрей Никитин. Пока же не видит, чтобы на полуострове велась серьёзная работа по улучшению инвестклимата.
В то время как представители бизнес-сообщества говорят о необходимости снижения административных барьеров - правительство вносит в Госдуму законопроект о усилении контроля за иностранными инвестициями в Крыму и Севастополе. Проект разработан совместно с Федеральной антимонопольной службой.
И касается только сферы деятельности, развитие которой имеет стратегическое значение для обороны и безопасности государства. Зконопроект внесли после того как власти Крыма заключили два крупных контракта с иностранными инвесторами в области энергетики на общую сумму 30 миллионов долларов. Глава республики Сергей Аксенов тогда же заявил, что на рассмотрении ещё более 200 заявок.
Алексей Лемаев, Игорь Дорошенко, Иван Рогачёв, Крым.