Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Полиция Испании выяснила, откуда отправили бомбу в посольство Украины Политика, 11:51
70% проектов провальны: как управлять изменениями и не допустить фиаско Pro, 11:40
В магазинах Москвы появились имитирующие оригинальную Coca-Cola напитки Бизнес, 11:32
Попробуйте ответить на вопросы ЕГЭ и набрать высший балл. Тест Специальный проект, 11:30
«Вашингтон» крупно проиграл в 1300-м матче Овечкина Спорт, 11:24
Зеленский назвал самое болезненное для ВСУ направление Политика, 11:10
Что случилось в мире Hi-Tech: дефицит iPhone, валюта в TikTok и другое Life, 11:02
Евродепутаты выступили за «жесткий курс» с США из-за закона об инфляции Политика, 11:00
Большой адронный коллайдер сэкономит свет в Женеве. Видео Технологии и медиа, 11:00
Три передачи Малкина помогли «Питтсбургу» победить клуб Тарасенко Спорт, 10:59
Промпроизводство в Азии замедляется. Усугубит ли это глобальную рецессию Pro, 10:52
В Москве рядом со станцией метро загорелся автобус. Видео Общество, 10:46
Как литий стал новой нефтью XXI века РБК и Норникель, 10:42
Опрос: подводим итоги года. Расскажите РБК, как вы провели 2022 год 10:42

Выпуск за 20 мая, 2015

Секретный проект США и реформы российской космической отрасли
С мыса Канаверал запустят секретный американский космический корабль Х-37В. Несмотря на то, что это уже четвёртый старт аппарата - известно о нём крайне мало. По принципу работы он похож на Space Shuttle, то есть может приземляться и использоваться много раз, а по размеру он в 4 раза меньше шаттлов. Разработку проекта НАСА начало еще в 99 году, но потом программу передали американским ВВС. Статья расходов в военном бюджете США, по которой она финансируется, засекречена. По некоторым, в распоряжении Пентагона сейчас находятся два таких корабля, созданных корпорацией Boeing.

Кроме того, ракета-носитель Atlas-5 выпустит на орбиту "солнечный парус" вместе с небольшим спутником. Это будет первый тестовый полёт. Проект, стоимость которого оценивается почти в $5,5 млн, реализуется в основном за счёт частных инвестиций, сейчас вложиться в него может любой желающий - сбор средств идёт на Кикстартере. Разработал аппарат учёный Билл Най. Предполагается, что в движение спутник будет приводиться давлением солнечного света, подобно тому, как при помощи ветра по воде перемещаются парусники.

Российская космическая отрасль, после недавних неудач, входит в стадию реформирования. Пакет законов, которые обеспечат изменения, во вторник приняли в Госдуме в первом чтении. О космических перспективах - материал Сергея Дик.

Неудачный запуск "Протона" обойдется Центру имени Хруничева в 1,8 млрд рублей. Такой иск подало Министерство обороны за аварию ракеты, которая произошла в 2013 году. Тогда в космос планировали вывести 3 спутника для системы ГЛОНАСС. На 32-ой секунде носитель взорвался. Затем произошло еще несколько ЧП, последняя авария случилась с "Протоном" три дня назад. А сегодня официально выяснилось - в Центре имени Хруничева проходили проверки. Когда они начались, следственные органы не сообщают.

ДМИТРИЙ РОГОЗИН
ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ

«В ходе совместной работы с ФСБ, МВД, следственной группой при СК заведено 8 уголовных дел. Вскрыты факты мошенничества, присвоения и растраты имущества, злоупотребления полномочиями, подделки документов. Что, в результате оценки, нанесло предприятию экономический ущерб на сумму свыше 9 млрд рублей. При таком моральном разложении в руководстве предприятия нечего удивляться столько высокой аварийности. Эти космические начальники давно пребывали в своем космосе. Надеюсь, что сила правовой гравитации вернет их туда, где их давно ждут».

Российская космическая отрасль в кризисе, считают в кабинете министров. Новые аппараты проектируют по старинке - на кульмане. А однотипную аппаратуру в России производят аж семь предприятий. По сути, они дублируют друг друга. Для сравнения, в США эту работу выполняют две компании. Решить проблему должно появление госкорпорации "Роскосмос". Она станет и заказчиком, и исполнителем. И распоряжаться всеми финансовыми потоками будет тоже она.

СЕРГЕЙ МИРОНОВ
РУКОВОДИТЕЛЬ ФРАКЦИИ "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" ГОСДУМЫ РФ

«Прямая строка в бюджете — это очень важно. Наконец-то единый центр и единое управление получит и наш космодром «Восточный», и все, что происходит на «Байконуре», и создание космической техники, как гражданского, так и военного назначения. Конечно, нужно здесь наводить порядок, и я думаю, что создание такой госкорпорации — шаг в нужном направлении».

По сути, речь идет о мобилизации ресурсов под единым управлением. Госкорпорация получит широкие полномочия - она сможет сокращать и объединять входящие в нее предприятия. Ее планируют создать по образу и подобию другой госкорпорации - "Росатома". Его деятельность и в правительстве, и в Госдуме оценивают высоко.

ВЛАДИМИР АФОНСКИЙ
ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОМИТЕТА ГОСДУМЫ РФ ПО ВОПРОСАМ СОБСТВЕННОСТИ (ФРАКЦИЯ "ЕДИНАЯ РОССИЯ")

«Госкорпорацию легче контролировать с финансовой точки зрения, поскольку ее действия могут отслеживаться контрольными органами государства, включая Счетную палату, о чем сказано в законе. Кроме того, ключевые решения, принимаемые госкорпорацией, будут оцениваться наблюдательным советом, который состоит из представителей президента и правительства».

"Роскосмос" заменит Федеральное космическое агентство, которое упразднят. Генерального директора и членов совета корпорации станет назначать президент. В первом чтении законопроект поддержали все четыре фракции Государственной Думы.

МИХАИЛ ДЕГТЯРЁВ
ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОМИТЕТА ГОСДУМЫ РФ ПО НАУКЕ И НАУКОЁМКИМ ТЕХНОЛОГИЯМ (ФРАКЦИЯ ЛДПР)

«ОПК удалось же реорганизовать. Об этом уже говорилось с этой трибуны. Увидели новые образцы техники, загрузили производство, современные методы проектирования, на современных компьютерах. Новые технологии на производстве. Можно сказать, что там, где Рогозин, там победа».

Но опасения у части депутатов остались.

СВЕТЛАНА САВИЦКАЯ
ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОМИТЕТА ГОСДУМЫ РФ ПО ОБОРОНЕ (ФРАКЦИЯ КПРФ)

«Роскосмос станет главным распределителем средств федерального бюджета, кроме того, что в отрасли есть большие внебюджетные средства от коммерческой деятельности, от запусков. Но почему эти средства хранятся в частных банках, таких как пресловутый «Фондсервисбанк»? Который, как выяснилось, не очень-то хочет отдавать Роскосмосу эти деньги. Это вообще безобразие, и очевидно, что этот вопрос придется решать с тем, что средства отрасли хранились в банках с государственным участием и контролем».

Задачи перед новой госкорпорацией ставят амбициозные - единая техническая политика на всех космических предприятиях и снижение стоимости доставок груза на орбиту. Сейчас Россия занимает 40% этого рынка. Но без проведения реформ, уверены в правительстве, эту долю сохранить не удастся.

Сергей Дик. Михаил Гуржий. Игорь Сысков. РБК.

Все выпуски программы