Выпуск за 12 мая, 2015
Акции Airbus падают
Новейший транспортник А400М и так был одним из самых критикуемых проектов Airbus. 9 мая 2015-го вопросов появилось ещё больше. Во время тестового полёта пилоты сообщили о технической неполадке и запросили экстренную посадку, но до полосы самолёт не дотянул. Самолёт рухнул практически сразу после взлёта. Это видели и испанцы, и многочисленные туристы.
ЛУИ ИДАЛЬГО
ОЧЕВИДЕЦ КРУШЕНИЯ
«Самолёт шёл очень низко. Он пролетел над нами и повернул налево в сторону аэропорта, продолжая снижаться. А затем врезался в землю и взорвался. Потом я увидел, как человек выбирается из горящего самолета через окно, он был ранен. Мы помогли ему, отвели в сторону. В этот момент уже подъехали спасатели».
Почти все эксплуатанты транспортника - Великобритания, Турция, Германия и Малайзия - прекратили полёты своих а400м до выяснения причин катастрофы. Разработчик самолёта, однако, решил продолжить испытания.
ФЕРНАНДО АЛОНСО
РУКОВОДИТЕЛЬ MILITARY AIRCRAFT AIRBUS DEFENCE AND SPACE
«Мы приняли решение не прерывать программу испытательных полётов А-400. Мы верим в этот самолёт и не сомневаемся в том, что он пригоден для полетов. Но нашим специалистам нужно время, чтобы разобраться в причинах крушения. Когда мы убедимся, что самолет полностью безопасен, то продолжим его поставки нашим покупателям».
Отказаться от проекта означает потерять огромные деньги. Итоговая стоимость разработки превысила 20 млрд евро.
В понедельник акции Airbus на Парижской бирже падали на 2%, в деньгах компания потеряла полтора миллиарда. Оптимисты считают, скоро рынок успокоится.
АЛИСТЕР МАККЕЙГ
АНАЛИТИК IG GROUP
«Несомненно, будет негативный эффект в краткосрочной перспективе, но факт в том, что они могут нивелировать последствия еще до того, как начнется полноценное серийное производство транспортников».
В разработку проекта были вовлечены 6 стран, сроки начала производства самолета несколько раз переносили.
ГОВАРД УИЛДОН
ВОЕННЫЙ АНАЛИТИК
«Невозможно отрицать, что проект запаздывает на 4 года и на 6 миллиардов евро превышает изначальный бюджет - и это много. Но почти все авиационные проекты сталкиваются с этой проблемой, и особенно это касается военной авиации, где в роли покупателей выступают правительства».
За 12 лет, прошедшие с момента начала активной разработки А400М, несколько покупателей отменили свои заказы на военный транспортник, а Италия вообще вышла из проекта по его созданию. На данный момент есть предзаказ на 174 машины, пока никто от покупки транспортника не отказался.
Николай Воропаев, РБК.