Выпуск за 15 апреля, 2015
Интернет-торговля в России просядет на 5%
АЛЁНА ЕВДОКИМОВА
КОРРЕСПОНДЕНТ
«Безусловно, лидером в электронной торговле среди стран БРИКС является Китай. Так, только из Харбина в Екатеринбург ежемесячно прилетает до миллиона посылок. Всего за минувший год из этого китайского города в Россию выполнено 100 чартерных грузовых рейсов, которые перевезли 12 млн посылок общей стоимостью $200 млн. Кроме того, в Харбине с июня прошлого года заработал первый в КНР специализированный склад, предназначенный специально для товаров китайско-российской трансграничной торговли. И китайцы уверены - у россиян еще есть потенциал в кошельках».
Курс доллара снижается, и азиаты в предвкушении новой волны заказов. В 2014-м они отправили по всему миру 14 млрд посылок и Россия - их третий по объемам покупатель уже с 2007 года.
ГУО ДОНЖБАЙ
ДИРЕКТОР ДЕПАРТАМЕНТА ИССЛЕДОВАНИЙ И РАЗРАБОТОК ALIBABA COMPANY
«Наши покупатели из различных городов России делятся с нами приятными фотографиями. И у нас есть фотография одной дамы, которая стоит на фоне шкафа, заполненного вещами, которые были заказаны из Китая».
Но пока с этим придется подождать: Минкомсвязь, по информации источников «Коммерсанта», планирует отложить создание новых автоматизированных сортировочных центров как раз из-за сокращения объёмов торговли. Если за минувший год объемы внутренней Интернет-торговли России выросли на 27% и составили 683 млрд рублей - страна даже вошла в европейскую пятерку. То в этом году уже говорят о падении минимум в 5%. Постепенный рост начнется только к 2017-му.
ВЛАДИМИР ПАДАЛКО
ДИРЕКТОР ДЕПАРТАМЕНТА ВНЕШНИХ СВЯЗЕЙ И РАБОТЫ С ДЕЛОВЫМИ СОВЕТАМИ ТПП РФ
«Мы будем расти не менее чем 7% в год. К 18-му году наши объемы электронной коммерческой торговли будут более 900 млрд рублей».
Пока товарооборот России со странами БРИКС, включая оффлайн-торговлю, снижается. По крайней мере, в денежном выражении. Так, в 2014-м - минус 1,2%.
АЛЕКСЕЙ ЛИХАЧЁВ
ПЕРВЫЙ ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ
«Пока у нас динамика торговли отрицательная. Цыплят, конечно, считают по осени, и первые два месяца лишь показывают тенденции. Тенденции показывают следующее: физические объемы несырьевого экспорта растут, стоимостные объемы конечно же падают. Понятно, потому что есть и ценовые определенные колебания на мировом рынке. Но темпы падения от недели к неделе замедляются. Те темпы, которые были в начале года, по сравнению с мартом - совершенно другие цифры».
Всего на российском рынке сейчас работает 40 тысяч компаний электронной коммерции. Масштабно выйти за границу им мешает, например, двойное налогообложение.
ОЛЬГА МАКСИМОВА
ДИРЕКТОР ПО РАЗВИТИЮ "МАРКПРИОР"
«Если российская компания, которая производит какие-то игры, скачивает эту игру покупатель из Великобритании, тогда НДС нужно заплатить дважды: и в России 18%, и второй раз в Великобритании 20%. ЕС имплементировал новые правила на НДС в рамках ЕС, и теперь все поставщики электронных услуг должны уплачивать налог по месту нахождения покупателя».
Европейцы же при продаже игры, например в Россию, в своей стране налог не отчисляют. Кроме того, у нас для крупных сделок отсутствует трансграничная электронная подпись, которую бы признавали во многих государствах. К 2018-20 году ситуацию обещают исправить и ввести единые правила хотя бы в рамках БРИКС, говорит замминистра экономического развития Алексей Лихачёв. Сегодня число активных интернет-покупателей в России, Индии, Китае и Бразилии вместе взятых - более 400 млн человек. И в условиях санкций для россиян торговля в этих границах становится актуальней.
Алёна Евдокимова, Денис Дубовиков, РБК.