Выпуск за 17 марта, 2015
Государственно-частное партнёрство в период кризиса
Грандиозные планы есть, а денег нет. Из-за высоких ставок и большой закредитованности регионов под вопросом реализация более 100 инфраструктурных проектов. Чиновники успокаивают: никакой трагедии в этом нет. Все проекты, которые могут быть отменены или заморожены, находились на стадии подготовки.
Когда экономическая ситуация улучшится, к ним обязательно вернутся. Эксперты призывают смещать акцент в стороне внебюджетного финансирования. Сейчас доля государственных инвестиций в ГЧП в целом по России превышает 50% и составляет 800 миллиардов рублей.
ПАВЕЛ СЕЛЕЗНЁВ
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРАВЛЕНИЯ ЦЕНТРА РАЗВИТИЯ ГЧП
«Пока у нас рынок, конечно, не такой как в Европе и Америке, где большая часть - это как раз частные инвестиции. Понятно, что у нас многие концессии, мы прекрасно все это понимаем, реализуются через бюджетную субсидию, через капитальный грант и понятно, что инвестор хочет минимально снизить свою часть инвестиций».
Сейчас в России около 600 проектов ГЧП. Правда на стадию заключения соглашений и строительства вышли только 20%. Транспортная инфраструктура - одна из самых сложных с точки зрения реализации, но самая прибыльная с точки зрения последующей эксплуатации. Поэтому здесь на долю ГЧП приходится около 11%. модернизация таких сфер как энергетика и ЖКХ без госучастия невозможна. Именно там ГЧП набирает все большую популярность. В коммунальной отрасли придумали дополнительный способ привлечения частных капиталов».
АНДРЕЙ ЧИБИС
ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
«То как будут ему устанавливаться тарифы - эта формула, эти параметры заранее установлены на весь срок концессионного соглашения, если это 15 лет, значит это 15 лет, если 25 значит 25. И вот эта формула она известна ему заранее, и никто не в праве ее изменить. Заранее концессионеру, что он должен сделать и заранее есть параметры тарифного регулирования. Это страхует его от любых изменений политических и от экономических колебаний».
Охотнее всего инвесторы приходят в Центральную Россию. В прошлом году там привлекли более 100 миллиардов рублей частных средств в рамках ГЧП. Столько же досталось всем остальным регионам. У Дальнего востока - чуть более 4 с половиной миллиардов инвестиций. Самая печальная статистика Северного Кавказа - 655 миллионов рублей. Руководители более успешных регионов уверяют: главное составить "дорожную карту" с потенциальными проектами и предложить инвесторам выгодные условия. Так, в Удмуртии через механизм ГЧП строят мост за 14 миллиардов рублей. Инвестор финансирует проект на 70%. Окупать вложения будет за счёт того, что проезд по мосту сделают платным.
АЛЕКСАНДР СОЛОВЬЁВ
ГЛАВА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
«После окончания строительства этого моста передаем ему в концессию на 49 лет. Естественно конечно выгодно и как концессионеру также и нам, почему? Потому что мы просчитали и уровень рентабельности составит 7,8%. То есть на протяжении этих 49 лет получит как федеральный бюджет, так и региональный, поэтому выгода всем есть».
В целом бизнесмены и чиновники несмотря на заморозку отдельных программ уверены - российский рынок ГЧП будет и дальше развиваться. В доведении до конца федеральных инфраструктурных проектов вроде Центральной кольцевой автодороги никто не сомневается.
Алина Гребнёва, Сергей Громов, Дмитрий Лабо, Игорь Соловьёв, РБК.