Выпуск за 11 марта, 2015
Спор о причинах роста цен
Накануне стороны попытались уладить взаимные претензии на заседании Межотраслевого экспертного совета по развитию потребрынка. По многим вопросам удалось договориться, но проблема навязывания маркетинговых услуг сохраняется, сообщает источник РБК. Речь о дополнительных выплатах, которые получают ритейлеры за услуги по продвижению товаров. Они могут достигать порядка 40% от стоимости поставок. Причем закон о торговле регламентирует лишь бонус за реализацию продукции, он ограничен 10%.
ДЕНИС ПУЗЫРЁВ
РЕДАКТОР ОТДЕЛА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА РБК
«Основная прибыль ритейлеров получается не за счет торговой наценки, как во всем мире, когда они получают товар, добавляют свой процент, и с этого процента формируется их прибыль, а это так называемая бэк-маржа. То есть деньги за вход на полку, если хочешь попасть в магазин со своим товаром, ты должен заплатить за этот вход. Дальше — должен подписать договор об оказании маркетинговых услуг, которые, как говорят поставщики, им совершенно не нужны».
Производители сетуют: аппетиты ритейлеров вынуждают их поднимать цены. За прошлый год продукты в России подорожали почти на 17%, и ещё на 6% с начала 2015-го. В январе Генпрокуратура устроила крупным сетям масштабную проверку. По итогам ревизии заведены сотни дел о нарушениях, только на Москву пришлось свыше 400-от. А в Перми проверка руководителей пяти крупнейших торговых сетей региона едва не вылилась в уголовное дело. Местная прокуратура инициировала проверку в магазинах, поскольку за месяц с середины декабря некоторые виды социально-значимых товаров подорожали почти на треть. Однако, как пишет сегодня «Коммерсант», в МВД объяснили, что ценник подняли поставщики, и возбуждать дело отказались.
Теперь возможность устанавливать предельно допустимые оптовые цены на социально-значимые товары может получить правительство. Законопроект, наделяющий кабмин таким правом, подготовили в Курской областной думе. Документ уже внесён в нижнюю палату парламента и опубликован в её электронной базе. Сейчас правительство может ограничивать только розничные цены на отдельные товары на срок до трех месяцев, если за месяц они прибавили более 30% - министры в последнее время неоднократно напоминали о такой возможности, но пока её не использовали.