Выпуск за 7 июня
Мировые платежные тренды
— Цифровые платежи, мировые тренды платежных технологий и моментальные транзакции. Эти и другие вопросы обсудили в рамках сессии, которая прошла при поддержке платежной системы «Мир» на ПМЭФ. Представители регулятора и крупнейших финансовых организаций рассказали, как будет развиваться российский рынок платежей.
Ольга Скоробогатова, первый заместитель председателя Банка России:
— Мы в этом году должны подготовить стратегию развития национальной платежной системы на ближайшие три года. И в том числе с участниками, здесь сидящими, на моей панельной дискуссии. Мы, когда говорили, как нам понять, какие основные векторы выбрать и на чем сосредоточить усилия, нам нужно сделать вот этот срез, где мы находимся, потому что мы, как страна, с точки зрения платежей реально хорошо развиваемся, не скромничаем в этом плане. Все мы, как граждане, этим пользуемся, и бизнес пользуется активно. Поэтому, чтобы потратить свои ресурсы на что-то очень важное и нужное в ближайшие три года, вот нам нужна эта дискуссия с участниками рынка. Я была недавно на одной из международных конференций очень крупных. И должна сказать, что действительно финотрасль, она прямо активно туда идет. Кто-то уже сделал чат-банк, кто-то стремится. Но идея, когда у тебя, как сказать, в одном приложении всё, и для этого нужно и API, и искусственный интеллект, и возможность сделать платежи разными инструментами, вот это как раз, мне кажется, не то, что наше будущее, а такое очень близкое настоящее, которое мы в следующем году у кого-то точно увидим. Что нужно сделать между инфраструктурами страны не внутри там, внутри уже много чего сделали, а между, чтобы это мгновенно летало. Потому что бизнес всегда говорит: «Ребят, я хочу один клик, вообще максимум три клика. Если больше трех кликов — не работает».
Дмитрий Дубынин, генеральный директор АО «НСПК»:
— Я думаю, в данном случае решением будет SDK. SDK — это давно знакомые, скажем так, такие, что называется, криптоконтейнеры, которые банк может взять и встроить в свое мобильное приложение и по факту иметь технологию, которую предоставляет другая организация, в данном случае государство, непосредственно в своем мобильном приложении. То есть тогда можно будет максимально возможно упростить клиентский путь и по факту обеспечить нативное подписание в мобильном приложении банка. То есть я не буду ходить в «Госуслуги», отдельно не будет перехода в другое мобильное приложение, не будет, соответственно, вот этих самых, скажем так, факторов потери клиента. Поэтому в данном случае, наверное, это самый возможный вариант, к которому можно прийти.
— Через два-три года, как вы считаете, потребитель в каком цифровом финансовом мире будет жить?
— Я буду голосовать за незаметность для клиента, когда он будет совершать платеж, где-то на бэке будет происходить взаимодействие с государственной инфраструктурой, с платежной системой и так далее. Условно студент, пришедший в кино, без предъявления студенческого билета просто оплачивает билет, сразу получает скидку, соответственно, идет довольный смотреть фильм. То есть по любым, мне кажется, вот таким историям, когда нужно совместить какие-то данные от государства и платежную инфраструктуру, я считаю, что в этом точно будет будущее. Может быть, через два-три года это не везде будет, не во всем, но какие-то кейсы, я надеюсь, что нам удастся реализовать.