Выпуск за 10 ноября, 2023
Вызовы и ответы для российского финтеха
«У финтеха в России достаточно много возможностей, главное — правильно ими воспользоваться»
Сегодня на смену старым моделям финансов приходят новые. Токенизация платежей, децентрализация, цифровая валюта центральных банков. Как изменилась индустрия и какие возможности открываются финтехкомпаниям — в интервью РБК рассказала заместитель генерального директора группы QIWI Мария Шевченко.
— Как вы думаете, почему, несмотря на вызовы 2020-го, 2022 года, российский финтех продолжает стабильно расти и развиваться?
— Наш регулятор впереди планеты всей. Такого спарринг-партнера, который вечно тебя «челленджит» и в принципе борется за то, чтобы не было одного монополиста на рынке, — другой такой страны не знаю. А второй фактор — это конкуренция тоже между банками. Потому что «Сбер» уже набрал мощь и постоянно развивается. Поэтому, если другие банки не будут что-то делать с точки зрения финтеха, и в том числе смотреть на команды какие-то на рынке, которые что-то пытаются сделать иное, то конкуренция будет проиграна, и у нас останется только один банк в стране.
— В текущих условиях какие возможности открываются для российских финтехкомпаний?
— Возможностей много. Это и цифровой рубль, можно на базе смарт-контрактов придумывать какие-то новые сервисы. Это и открытые финансы, которые предполагают, что не только банки смогут подключаться к системам, к доступу, к клиентам и что-то предлагать клиентам. Это и токенизация активов и в принципе безналичных расчетов. Это и встроенные финансы. Поэтому возможностей достаточно много. Вопрос ресурсов и способностей ими воспользоваться.
— Как вы собираетесь воспользоваться этими возможностями?
— Мы активно участвуем и в пилоте по цифровому рублю. Как раз сейчас смотрим, что можно еще с этим поделать. Встроенные финансы, Embedded Finance, — это тоже наша сейчас такая одна из тем, с которой мы работаем, потому что у нас есть уже наработки, эксперименты внутри по поводу обслуживания клиентов на маркетплейсах, где они могут даже не знать, что это QIWI за этим стоит. И мы собираемся туда и двигаться.
— Какие вызовы сегодня стоят перед игроками финансового рынка?
— Вызовов достаточно много. Потому что, как вы знаете, у нас одновременно нужно сделать и импортозамещение в достаточно короткие сроки. Плюс у нас постоянная угроза кибербезопасности, что в принципе невозможно стоять на месте, надо все время бежать вперед. Параллельно у нас происходит достаточно большое количество регуляторных изменений. За этот год просто Дума столько выпустила законов. Это нужно все успевать отрабатывать и переваривать. И параллельно еще как раз эти все изменения — они в принципе хорошие, цифровой рубль и так далее, но это же тоже изменения.
— Какие-то приоритетные направления в части вызовов есть для вашей компании, например?
— Усилия в первую очередь на защиту того, что есть. И безусловно, что нужно участвовать и делать что-то новое, переизобретать себя. Потому что если ты не будешь переизобретать, ты останешься позади, и уже ты никому не будешь нужен. Потому что клиентам сейчас в принципе, как бы их ни хотели удержать, но им перейти достаточно легко. Потому что, даже с точки зрения QIWI, если мы раньше были одни финтехплатежкой на рынке, то сейчас в принципе создать нечто подобное — это вопрос времени. Шесть месяцев, и у тебя будет такая же платежка. Поэтому нужно делать все время что-то новое.