Выпуск за 16 июля, 2015
М. Задорнов: за первое полугодие 2015 года россияне продали 6 миллиардов долларов сбережений
«На фоне падения товарооборота с Европой мы в своей клиентской базе видим сокращение счетов, открытых в евро. Ну, это не странно, потому что у нас обслуживаются малые предприятия, в основном занимаются розничной оптовой торговлей. Они, очевидно меньше стали покупать товаров в Европе, в первую очередь продовольствие. Растет товарооборот с Китаем. Он, может быть, не растет по деньгам, поскольку упали цены на нефть, а мы знаем прекрасно, что в Китай мы поставляем прежде всего нефть, газ, нефтепродукты. Не соответственно, нефтегазовый сектор увеличивает товарооборот. И вот у нас за год в 3 раза выросла число счетов, открытых в юанях. Именно подчеркну малого бизнеса. Это явный признак такого более активного товарооборота, чем это было год или полтора назад.
Мы видим, что во втором квартале как и в первом, население продало, не купило, а продало... Если мы просуммируем все покупки продажи валюты, чистая продажа населением валюты - и первый и второй квартал примерно по три миллиарда долларов. Здесь я беру всю валюту, пересчитывая евро в доллары. Население не покупает, оно чистый продавец валюты в первом полугодии 2015 года. Это, кстати, помогло удержать все-таки платежный баланс страны в целом. Потому что в прошлом году отток капитала был рекордным - 160 миллиардов. Но когда люди покупают валюту с точки зрения платежного баланса страны - это тоже отток капитала. Поэтому, он в этом направлении, в карманы граждан по крайней мере, отток капитала прекратился. Ну, и конечно, люди продают валюту, потому что многие просто, свои сбережения держат в валюте, тратят сбережения. Вынуждены их тратить при сокращении расходов. И соответственно продают и доллары и евро.
Мы, например, продаем сейчас на треть, на 40% меньше кредитов по объему. В штуках - это меньшее сокращение. Может быть на четверть, чем продавали в первом полугодии 14-ого года.
Портфель активных операций, собственно, кредитный портфель, он сокращается. У нас розничный портфель сократился за первую половину года на 3,5%. И портфель малого бизнеса примерно на 5%. Но! Если мы возьмем страну в целом, всю банковскую систему, то там сокращения более значительные. Примерно 5,5% кредитный портфель населения. И где-то уже 10-11% сократился портфель малого бизнеса. То есть происходит в розничном, именно в розничном банкинге происходит абсолютное снижение портфелей. Но это полностью соответствует тенденциям 2009 года предыдущего кризиса. Тогда за 1 год девятый портфель кредитов населения сократился на 11%. Поэтому мы здесь просто повторяем тот же самый тренд, который был в 8-9 году.
К сожалению, санкции - это не только невозможность финансовых институтов заимствовать деньги за границей. С деньгами идет импортное оборудование, новые технологии, приезжают люди, которые фактически эти технологии и какие-то новые объекты монтируют, ставят, запускают на территории России. Поэтому санкции непосредственного влияния не оказывают, но с точки зрения среднесрочной перспективы это, по сути, ограничение инвестиций, в том числе интеллектуальных на территорию России. И конечно ограничение темпов развития. Здесь, я, конечно, не занимался шапкозакидательскими настроениями, что мы вот все сами произведем, все быстро заменим. Элементы, конечно, импортозамещения безусловно есть, прежде всего в сельском хозяйстве, но России как экономике не хватает капитала собственного безусловно, не хватает технологий и знаний. И длительный период санкции - это синоним замедления развития очень многих сфер российской федерации. Здесь я бы иллюзий не строил».