
Получайте рассылку с новостями, которые касаются каждого. Самое актуальное о личных финансах, карьере и безопасности.
Читайте РБК без рекламных баннеров на сайте и в мобильном приложении.
Выпуск за 21 апреля, 2015
Тайны бизнеса аукционных домов раскрыл член совета директоров Sotheby's Филип Хук. Как формируется стоимость на ту или иную работу, отчего зависит изменение цены и почему один художник пребывает в забвении, а кто-то продаётся все дороже и дороже. Обо всем Хук рассказал в интервью телеканалу РБК, перед тем как представил свою книгу "Завтрак у Sotheby's ".
ФИЛИП ХУК
ЧЛЕН СОВЕТА ДИРЕКТОРОВ SOTHEBY'S
- Моя книга "Завтрак у Sotheby's". Эта книга о тесной и увлекательной связи между искусством и деньгами. В эту книгу я хотел вложить весь свой сорокалетний опыт пребывания в мире искусства. За это время я побывал и в Christie's, и в Sotheby's и это своеобразная азбука по миру искусства от А до Я, где я попытался ответить на основные вопросы: что придаёт цену тому или иному произведения искусства? Как они формируются? Как происходит выдвижение тех или иных художников на первый план, и что этому способствует. У меня нет сомнений в том, что инвестиции в искусство это прибыльное дело. Все рыночные результаты это демонстрируют. Из моего опыта могу сказать, что те покупатели, которые собирают коллекцию с душой, которые интересуются искусством и рассматривают инвестиции в искусство как побочный продукт своего увлечения, они выигрывают. Это, безусловно, выгодное вложение, но в основном это увлечение и в некоторых случаях даже дело жизни. Безусловно, экономические и политические потрясения сильно влияют на рынок. Вспомните депрессию 30х годов, когда рынок очень пострадал и цены упали. Следующий год, который запомнился падением цен это 90е. И мы ожидали, что цикличность эта сработает и после кризиса 2008 года, примерно в 2010. Но этого не случилось. Наоборот мы сейчас наблюдаем бум в основных категориях и торги наши проходят как нельзя лучше. Я это объясняю тем, что за последние 7-8 лет банковские процентные ставки не менялись, они не росли. И это сделало искусство наиболее привлекательным и прибыльным инструментом.
Если говорить о русских покупателях, то мы по-прежнему видим устойчивый интерес со стороны российских коллекционеров с единственной поправкой. В основном предметы искусства они покупают из-за рубежа. То есть это русские коллекционеры, которые живут в Европе. Они активно участвуют в торгах импрессионистов в Лондоне и в Нью-Йорке и с этой точки зрения мы не увидели снижение интереса, но, конечно, ситуация в России повлияла на участие коллекционеров отсюда. Это мы заметили. Я очень надеюсь, что это временное явление, которое через какое-то время выправится. Я уверен, что коллекционирование самых лучших вещей импрессионистов и составление очень стройных и серьезных коллекций, это такая давняя русская традиция. Она не может просто прерваться, люди оправятся от кризиса и это продолжится.
У нас есть одно простое правило, которое мы рекомендуем соблюдать и которое справедливо на наш взгляд. Это 5-10-летний период, в течении которого не стоит ожидать большой прибыли на инвестиции в искусство. Как правило, если вы хотите добиться значительного прироста, то нужно убрать работу с рынка на 5, а лучше на 10 лет, и тогда вы сможете увидеть рост. Это справедливо практически для всех категорий рынка. Я хотел бы привести пример, который хорошо иллюстрирует правило 10 лет. Когда один наш клиент купил прекрасную работу Модильяни в 90-ом году за 4 млн долларов и через 9 лет он ее выставил к нам же на торги. Она продалась уже за 17 млн. дол. И новый владелец выставил ее на торги уже через 11 лет и она уже продалась за 69 млн дол. Этот пример хорошо иллюстрирует правило. Прибыльность есть, но нужно запастись терпением.