Выпуск за 8 апреля, 2015
В.Поздышев: Переоценка валютных активов естественно ведёт за собой рост активов в рублях
ВАСИЛИЙ ПОЗДЫШЕВ
ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ БАНКА РОССИИ
Переоценка валютных активов естественно ведёт за собой рост активов в рублях
- Тренд первый — увеличение банковских активов до 77 триллионов рублей. Это увеличение пришлось на конец 2014 года и существенной причиной этого увеличения явилось изменение валютного курса. Как вы знаете, значительная часть активов банков РФ номинирована не в национальной валюте, а в долларах и евро. Для сравнения, объём активов в валюте в российских банках в начале года представлял из себя 22%, а в первом квартале 2015 года уже 33%. То есть мы перешли от четверти до трети в валютных активах. Переоценка валютных активов, естественно ведёт за собой рост активов в рублях.
Банковская система должна была найти источники замещения иностранных кредитов
- Вторая тенденция — это, так называемое, кредитное импортозамещение. Вы знаете, что после применения к нашим заёмщикам и нашим банкам иностранных санкций, возможности привлечения дополнительных средств на международных площадках стали сильно ограничены. Именно поэтому российская банковская система должна была найти возможности и источники замещения иностранных кредитов для российских предприятий, что и произошло. Это является второй основной причиной роста кредитных портфелей российских банков в 2014 году.
Динамика вкладов населения в 2014 году зависела от колебаний валютного курса
Третья тенденция — более настораживающая, это динамика вкладов населения. В силу резких колебаний валютного курса, вкладчики в течение 2014 года вели себя достаточно нервозно. Были месяцы, когда отмечался приток вкладов, были месяцы с оттоком вкладов. По году можно констатировать небольшой - 2015 год начался для российских банков в очень непростых условиях. Это, в первую очередь высокий, двузначный уровень инфляции, высокий уровень ключевой ставки, которая определяет стоимость денег на рынке. Это продолжающееся ограничение на привлечение внешнего финансирования. Но, опять же, во многом благодаря согласованным действиям правительства и ЦБ, в части поддержки банковской системы в декабре месяце, можно сказать, что она успешно адаптируется к новым реалиям экономического рынка и первый квартал говорит нам о том, что адаптация продолжает происходить».
Кредитование предприятий восстанавливается, а частные вкладчики возвращают свои деньги
- Мы видим, что после снижения темпов кредитования, оно потихоньку восстанавливается. Если мы подведём итоги кредитования предприятий в первом квартале, пока мы получили только промежуточные данные, тем не менее, они дают понять, что кредитование начинает восстанавливаться. Там не будет отрицательных темпов роста. Там будут темпы роста близкие к нулю и немного положительные, от нуля до половины процента за квартал. Второй положительный итог первого квартала - это стабилизация ситуации с вкладами. После стабилизации валютного курса и повышения процентных ставок вкладчики стали возвращать свои деньги в банки.
Рост необеспеченного потребительского кредитования удалось остановить
- Вы знаете, как ЦБ относится к высокорискованному сегменту необеспеченного потребительского кредитования. Эта политика производится в течение последних двух лет. Этот сегмент является наиболее рискованным, залогов никаких нет и граждане, на наш взгляд, вынуждены кредитоваться под довольно высокие процентные ставки. Именно поэтому Банк России предпринял уже несколько регулятивных мер по охлаждению темпов роста этого сегмента. На некоторых участках, темпы роста этого сегмента превышали 50% в год. Теперь этот сегмент не растёт, более того, мы замечаем падение объёмов портфеля потребительских кредитов. В конце прошлого года этот портфель успешно замещался ростом ипотеки, и мы считаем это положительным трендом.
Ипотека наименее рискованное мероприятие, так как это обеспеченный вид кредитования. Мы не считаем, что замедление темпов потребительского кредитования является чем-то негативным. Необеспеченное кредитование - это очень краткосрочные кредиты. В течение года-полугода они могут иметь низкие темпы роста или вовсе отрицательные. После того, как экономика выходит на новый цикл потребительское кредитование начинает резко расти. Это очень динамичный сегмент, чего нельзя сказать о более долгосрочный кредитах, таких как ипотека или кредитование предприятий.
Необеспеченное потребительское кредитование заставляет накапливать риски
- Потребительское кредитование является одним из мощных драйверов экономики, точно так же как и инвестиции. Просто потребительское кредитование необеспеченное, под высокие ставки процента, заставляет накапливать в банковской системе значительные доли риска. Эти риски проявляются уже, потому что просрочка по кредитным выплатам начинает расти.
В конце декабря 2014 года мы приняли ряд регуляторных мер, поддерживающих сектор
- Мы предприняли в конце декабря прошлого года ряд экстренных регуляторных мер, которые называют послаблениями. Их пять. Первый из них предполагает использование фиксированного валютного курса для расчёта обязательных нормативов, не всех конечно, а только капиталосодержащих нормативов и норматива Н-6, норматива на крупные риски. Вторая льгота касается расчёта резервов. Мы даем возможность не доначислять резервы, если банк реструктурирует ссуду и не ухудшается финансовое положение заёмщика с целью доначисления резервов, если к заёмщику применены санкции иностранных государств. Третья мера касается моратория на ограничения полной стоимости кредита, это как раз касается рынка необеспеченного потребительского кредитования.
С 1 июля мы будем рассчитывать полную стоимость кредита, исходя из новых ставок
Если вы помните 153 ФЗ дал право Банку России приостановить ограничение полной стоимости кредита, в случае если на финансовом рынке происходит форс-мажор. В декабре мы посчитали, что произошел форс-мажор и ограничение полной стоимости кредита вместо первого января, предположительно вступит в силу первого июля. Это было сделано потому что, вступи мера в силу первого января, то ограничение полной стоимости кредита рассчитывалось бы исходя из ставок за 2014 год, которые были естественно иными. С первого июля мы будем рассчитывать полную стоимость кредита по новым ставкам.
ЦБ переносит срок внедрения норматива краткосрочной ликвидности на 1 июля
- Следующая мера это изменение нормативов в расчёте ликвидности. Это не такая временная мера, как многим может показаться. Есть в ней и постоянные послабления. Есть изменения в расчёте нормативов ликвидности, которые будут действовать до конца 2015 года. Одновременно в части расчёта нормативов ликвидности Банк России принял решение перенести срок внедрения нового базисного норматива LCR, норматива краткосрочной ликвидности до первого июля. Пятая мера, очень важная для банков, это возможность не учёта отрицательной переоценки ценных бумаг при расчёте финансового результата.
Отмена поддерживающих мер будет постепенной
- Все эти регуляторные послабления не могут длиться вечно. Эти послабления были временно предоставлены банкам по причине резкого изменения ситуации на финансовых рынках, мы планируем выход из этих мер. В настоящее время банковское сообщество делает Банку России предложения о том, что не желательно отменять все эти меры единовременно. Как и планировалось, пока они действую до первого июля.
Структура кредитного портфеля банков меняется в пользу инвестиционных проектов
- Структура кредитного портфеля банков меняется не быстро. Но она меняется и, на мой взгляд, отражает политику правительства и Банка России, с точки зрения развития банковской системы. Если мы сравним начало 2014 и 2015 годов с точки зрения структуры портфеля, можно выделить следующее: растёт доля кредитов предприятиям и это позитивный элемент. Если в начале 2014 года доля кредитов предприятиям в портфеле российских банков была около 55%, то сейчас эта доля приближается к 60%.
Базельские стандарты предусматривают внедрение новых нормативов ликвидности
- Большинство российских банков работают на стандартах третьего Базеля. Они к ним готовы. Стандарты расчёта достаточности капитала, в полную силу работают больше года. Все наши банки успешно с ними справляются. Другое дело, что базельские стандарты предусматривают внедрение новых нормативов — краткосрочной ликвидности и долгосрочной ликвидности. Первый, по базельскому графику, должен быть внедрён в 2015 году. В России ситуация особая с двух точек зрения. У нас исторически существует своя база для регулирования ликвидности, у нас есть свои нормативы долгосрочной и краткосрочной ликвидности. На мой взгляд, они достаточно эффективны.
После применения санкций объём высоколиквидных ценных бумаг очень низок
- Второй элемент, который заставляет нас довольно осторожно подходить к внедрению базельского норматива это особенность российской экономики. Этот норматив был рассчитан исходя их гипотезы, что каждое государство размещает в большом объёме свои долговые ценные бумаги и на каждом финансовом рынке присутствует большое количество высоколиквидных ценных бумаг. Российский рынок таковым не является. У нас в принципе нет государственной политики по увеличению долга и после применения к нашим эмитентам санкций и снижения, в том числе их рейтингов, объём высоколиквидных ценных бумаг чрезвычайно низок.
Дефицит высоколиквидных ценных бумаг может покрыть особая линия ликвидности
- Именно поэтому мы подходим с осторожностью к внедрению этого норматива. Перенесли его на полгода. Делаем дополнительные оценки, определяем круг банков на которые он сможет распространяться. Будет очень небольшое количество таких банков, ограниченное нами. К большинству банков РФ этот норматив применяться не будет. Кроме всего прочего, мы разрабатываем особый механизм, предусмотренный базельским соглашением механизм контрактной линии ликвидности, который закрыл бы российским банкам недостаток в высоколиквидных ценных бумагах. Это линии ликвидности, которые могут быть предоставлены Банком России. В настоящий момент мы обсуждаем вопрос стоимости этих линий. Не хотелось бы создавать регулятивную ситуацию когда для исполнения норматива банкам пришлось бы нести высокие дополнительные издержки.
У Банка России не было и нет задачи сократить количество банков
- У Банка России не было, нет и не будет задачи по сокращению количества банков. Именно на это намекают банкиры, говоря о том, что в минувшем году было отозвано большее количество лицензий, чем в предыдущие годы. Да, это так. В 2014 году было отозвано 86 банковских лицензий. Плюс две кредитные организации ликвидировались самостоятельно. Естественно расплатившись с вкладчиками. Итого: 88 ушли с рынка. 2013 год — 22 лицензии, ещё меньше. За первый квартал этого года было отозвано 11 лицензий. Многие аналитики пытаются уже просчитать общее количество отозванных лицензий на этот год. Но я повторю, нет никакого плана и списков и нет задачи сократить количество банков, которых у нас на сегодняшний день.
Есть задача по оздоровлению банковского сектора, которую Банк России решает методами надзора и регулирования. В первую очередь надо выводить с рынка кредитные организации, которые занимаются противоправными финансовыми операциями. Второй элемент крайнего решения - наличие в балансе кредитной организации.
Создание государственного санатора монополизирует финансовое оздоровление
- Эта тема обсуждается немного шире. Она обсуждается как предложение найти правильный механизм по разрешения проблемных ситуация с банками. Пока механизмы, которые работают, предусматривают финансовое оздоровление через агентство страхования вкладов, либо отзыв лицензии. Рыночные механизмы, покупка одного банка другим пока работают достаточно слабо. Поэтому, я бы подходил к проблеме шире, чем просто обсуждение идеи создания банка — санатора. Это всего лишь одно из предложений, которое имеет свои плюсы и минусы. На съезде РБ были высказаны некие предположения в части рисков создания такой организации. Доля государства в банковском секторе у нас и так достаточно высока, она приближается к 60%. Монополизация финансового оздоровления под эгидой создания государственного санатора, может очень быстро консолидировать оставшуюся в частных руках часть банковского сектора в баланс санатора.
Государство может оказывать санаторам помощь, предоставляя ликвидность
- Второй риск в том, что эта организация будет собирать плохие активы, а не хорошие и нужно ограничить выделение государственных средств на сбор с рынка плохих активов. Мне кажется, разрешение проблем частных банков должно решаться с привлечением частного капитала. При необходимости государство может оказать санаторам некую поддержку в виде предоставления ликвидности, более краткосрочных кредитов, по рыночным, а не льготным ставкам, по которым осуществляется план финансового оздоровления.