Выпуск за 29 декабря, 2022
«Хотим сделать так, чтобы клиенту лишний раз карту носить было не нужно»
Как российский платёжный рынок адаптируется к уходу мировых платежных систем, и как, несмотря на санкции, развиваются бесконтактные технологии, рассказал директор дивизиона «Кошелек клиента» Сбербанка Игорь Ковалев.
Алина Танатарова, Обозреватель:
— С весны россияне утратили возможность использовать телефон как платежное средство. Какие альтернативы в связи с уходом международных платежных систем остались доступны?
Игорь Ковалев, Директор дивизиона «Кошелек клиента» Сбербанка:
— Давайте посмотрим, как развивались события. Во-первых, действительно, в марте международные платежные системы объявили о своем уходе из России. И в первую очередь клиенты потеряли возможность платить картами Mastercard и Visa со своих смартфонов. Какое-то время у клиентов еще оставалась возможность платить своими картами «Мир». Но совсем скоро оба основных платежных сервиса — GooglePay и ApplePay — также объявили о своем решении покинуть Россию. И у клиентов осталась возможность оплачивать телефонами свои покупки только на Android. И было доступно всего лишь два сервиса: «МирPay» и SamsungPay. И в этот момент мы, конечно же, наблюдали, что часть клиентов вспомнили, что такое пластиковая карта, вспомнили, как совершать операции бесконтактно, вспомнили пин-коды. Но часть клиентов все-таки продолжила платить телефонами.
Алина Танатарова, Обозреватель:
— А какая технология отвечает за опцию бесконтактной оплаты? Как это вообще работает?
Игорь Ковалев, Директор дивизиона «Кошелек клиента» Сбербанка:
— Технология называется NFC, или Near Field Communication. Если в простонародье, то мы называем это бесконтакт. Такая технология есть на картах. Она работает с помощью чипа и антенны. Но на современных телефонах также есть NFC-модули, которые позволяют совершать бесконтактную оплату. Для этого создается виртуальный токен карты, который добавляется в телефон, и с помощью него происходит оплата. Причем такая оплата полностью безопасна, потому что она происходит с помощью методов криптографии и шифрования.
Алина Танатарова, Обозреватель:
— Я знаю, что в ноябре в России у части клиентов появилась возможность вернуться к бесконтактным способам оплаты. Расскажите, для кого снова доступна эта функция?
Игорь Ковалев, Директор дивизиона «Кошелек клиента» Сбербанка:
— Наверно, правильно сказать, что до ноября у части клиентов была такая возможность с сервисами «МирPay» и SamsungPay. А 15 ноября мы действительно вернули возможность оплаты покупок телефоном с помощью сервисов SberPay. Этот сервис доступен нашим клиентам. Для этого не нужно скачивать какие-то новые приложения, а достаточно всего лишь пользоваться Сбербанком с версией выше, чем 14.5. И если у клиента есть помимо «Сбербанк Онлайна» еще и телефон с NFC-модулем и карта «Мир», то, пожалуйста, такой сервис для них доступен.
Алина Танатарова, Обозреватель:
— А почему получилось реализовать такую технологию на Android, несмотря на все ограничения?
Игорь Ковалев, Директор дивизиона «Кошелек клиента» Сбербанка:
— Основной причиной, почему первая версия SberPay перестала работать, стал уход иностранного партнера в связи с санкциями в отношении Сбербанка. Но для нас было очень важно вернуть этот сервис нашим клиентам, и мы построили свое собственное, полностью отечественное решение в партнерстве с Национальной системой платежных карт (НСПК). И теперь у клиентов есть такой прекрасный сервис.
Алина Танатарова, Обозреватель:
— А какие альтернативы все-таки остались для владельцев Iphone?
Игорь Ковалев, Директор дивизиона «Кошелек клиента» Сбербанка:
— С Iphone ситуация, наверное, самая, можно сказать, плачевная. Потому что Apple не дает доступа к своему NFC-модулю сторонним приложениям. То есть все операции можно совершать исключиться с ApplePay. Можно сказать, что Apple монополизировал сервис оплат на своих телефонах. Но вся ситуация, которая происходила на рынке, конечно, дала хороший толчок альтернативным методам платежа. И, например, наши клиенты могут совершать покупки с помощью Iphone, используя SberPay QR или биометрию. А также мы, конечно, поддерживаем сервис СБП, поэтому у клиентов есть опция выбора.
Алина Танатарова, Обозреватель:
— Давайте подробнее поговорим про SberPay. Как к нему подключиться и как работает этот сервис на практике?
Игорь Ковалев, Директор дивизиона «Кошелек клиента» Сбербанка:
— Мы хотим сделать так, чтобы клиенту лишний раз карту с собой было носить не нужно. И именно для этого мы развивали наше семейство сервисов SberPay. До запуска SberPay NFC, то есть оплаты телефоном, клиентам уже было доступно несколько вариаций. Во-первых, SberPay QR, когда клиент может считать QR камерой телефона на посттерминале и сделать оплату в магазине. Или SberPay-биометрия, когда клиент с помощью биометрии может совершить покупку в магазине. Для этого вообще не нужны ни телефон, ни карта. Также у нас есть решение SberPay в интернет, когда клиент может в сети интернет совершить покупку в магазине без ввода реквизитов своей карты. То есть это более быстрая, удобная транзакция. И логичным добавлением в это семейство был перезапуск нашего сервиса SberPay NFC, SberPay оплата телефоном, когда клиент может совершать покупки с помощью телефона на Android. Если вкупе посмотреть на эти сервисы, то они действительно позволяют клиенту забыть свою карту дома и при этом спокойно сделать все свои покупки и платежи, которые он хочет совершить. В целом все происходит очень легко. Никакого отдельного приложения клиенту устанавливать не надо. Можно пользоваться просто «Сбербанк Онлайном». Подключение происходит буквально в считанные секунды. Нужно зайти в раздел «Кошелек», выбрать раздел SberPay и подключить свою карту «Мир» к сервису. Но даже если вдруг карты нет, то у наших клиентов есть возможность выпускать карту в цифровом формате. Поэтому все это можно проделать за считанные секунды. А дальше платить сервисом быстро и легко, в одно касание.
Алина Танатарова, Обозреватель:
— Как обеспечивается безопасность платежей в системе?
Игорь Ковалев, Директор дивизиона «Кошелек клиента» Сбербанка:
— Здесь, наверное, надо сказать, что все операции происходят с помощью виртуального токена без использования реквизитов карты. Это с одной стороны. С другой стороны, когда происходит оплата, каждая операция шифруется. Мы используем самые последние сертифицированные методы криптографии, поэтому операции полностью безопасны.
Алина Танатарова, Обозреватель:
— Какие еще новые опции появились для клиентов?
Игорь Ковалев, Директор дивизиона «Кошелек клиента» Сбербанка:
— Если говорить вообще в целом про SberPay, у нас была уже первая версия продукта. Но тот SberPay, который вернулся, он фактически сделан с нуля. И мы пытались соответствовать самым последним платежным трендам. Мы пытались удовлетворить все потребности и пожелания наших клиентов, которые мы видели еще с первой версии SberPay. И когда мы делали сервис, мы ставили себе задачу сделать его на трех основных качествах. Первое — платить должно быть быстро. Второе — удобно. И третье — красиво. Сейчас я поясню, о чем я говорю. Когда я говорю про быстроту оплат, это было одно из основных пожеланий наших клиентов — платить в одно касание. И мы такую возможность дали. Чтобы делать покупки со SberPay, достаточно просто разблокировать свой телефон, поднести его к терминалу, и магия — происходит операция. Мы также оставили еще один способ, как можно платить SberPay. Для этого можно запустить его с ярлыка. В этом случае у клиента будет возможность поменять свою карту, если он добавлял несколько карт к сервису. И по каждой карте еще можно проверить баланс. То есть это некое удобство. Потому что бывают ситуации, когда стоишь на кассе и не помнишь, а есть ли у тебя средства на карте. И это можно сделать прямо в приложении. Последнее, о чем я говорил, — это платить красиво. Мы сделали такую небольшую магию в цифровом пространстве, и мы оживили нашу флагманскую линейку на Сберкартах. Теперь у этих карт в «Сбербанк Онлайне» анимированный дизайн, и такой же дизайн можно увидеть в SberPay. Мы хотели, чтобы клиенты не просто платили красиво, а испытывали приятные эмоции при оплате. Поэтому мы первыми в России сделали анимированные дизайны для наших карт.
Алина Танатарова, Обозреватель:
— Расскажите, а как в текущей ситуации будет развиваться рынок бесконтактной оплаты и какие планы у вас по развитию сервиса SberPay?
Игорь Ковалев, Директор дивизиона «Кошелек клиента» Сбербанка:
— До ухода сервиса с рынка у нас было почти 2 млн активных пользователей. И мы планируем в ближайшее время вернуться к этой цифре и даже ее превысить. А если говорить про будущее бесконтактной оплаты, то, наверное, здесь правильно дать такой комплексный взгляд, как она вообще развивалась. Раньше все покупки мы делали с карт путем того, что вставляли их в терминал. И в какой-то момент мы, как Сбербанк, поверили в то, что бесконтактная оплата путем прикладывания карты куда гораздо более удобный и быстрый способ для клиента. Для того чтобы такой сервис стал популярным, нужно обновить свою инфраструктуру, то есть обновить свое эквайринговое оборудование для приема таких карт. Мы инвестировали в это силы и деньги. И параллельно мы меняли свою линейку карт, делая ее бесконтактной. Когда мы создали вот этот плацдарм или основу для бесконтактных платежей, пришло время внедрения оплат с помощью телефонов. Мы были первыми в России, кто внедрил сервис ApplePay. И в целом, если смотреть на нас как страну, мы были лидирующей страной в мире по количеству и объему оплат с помощью смартфонов. И причиной тому было то, что мы уже приучили клиентов платить бесконтактно, это причина номер раз. И причина номер два — это можно было сделать везде. Вся инфраструктура поддерживала бесконтакт. Если смотреть на то, куда это может развиваться в будущем, то здесь логичным продолжением развития платежных сервисов является биометрия. Когда вы сможете платить с помощью своих биометрических данных путем просто того, что вы подошли и условно улыбнулись в камеру.
Алина Танатарова, Обозреватель:
— А насколько сложно реализовать такую технологию?
Игорь Ковалев, Директор дивизиона «Кошелек клиента» Сбербанка:
— С точки зрения внедрения такой технологии в массы, с одной стороны, здесь стоит вопрос, что нужно сделать, чтобы это работало, ¬— биометрический след для клиентов, правильные базы и правила. А с другой стороны, нужна инфраструктура, которая позволит принимать такие платежи. Конечно же, такая инфраструктура и такие терминалы, они гораздо дороже. Поэтому здесь нужно время, для того чтобы произошло удешевление оборудования, биометрическая технология правильно развивалась и была построена с правильным клиентским опытом для конечного пользователя.
Алина Танатарова, Обозреватель:
— Но вы уже развиваете историю с биометрией?
Игорь Ковалев, Директор дивизиона «Кошелек клиента» Сбербанка:
— Конечно, мы уже начали пробовать такой формат оплат. У нас в некоторых точках можно прийти и оплатить свою покупку по биометрии, по лицу. Причем клиенту для этого не нужно делать каких-то сложных манипуляций. Можно подключить биометрию в «Сбербанк Онлайн», привязать к ней свою карту или счет. И, пожалуйста, можно идти делать такие операции быстро и комфортно.